Контакт струй на сопряженных поверхностях отсутствует
.
Момент ги
-
дродинамического сопротивления минимален
.
Зона
III.
Незначительное увеличение
M
при дальнейшем возра
-
стании угловой скорости дисков
,
поток
—
турбулентный
.
Момент
сопротивления определяется
,
главным образом
,
инерционной соста
-
вляющей
.
Вязкостная составляющая трения практически равна нулю
.
Аналогично зонам
I
и
II
условия выхода масла обеспечивают его полное
удаление из междискового пространства
.
Однако увеличение скорости
вращения дисков приближает вектор результирующей составляющей
скорости масла к касательной к наружной окружности диска
.
При зна
-
чительной толщине кромок разгрузочных окон из
-
за возрастающей
кинетической энергии потока масла
,
способствующей его рикошети
-
рованию от этих поверхностей
,
в междисковой полости возникают
благоприятные условия для образования масловоздушной смеси
.
В це
-
лом по уровню момента сопротивления зона
III
наиболее удобна для
работы разомкнутых фрикционных узлов
.
Зона
IV.
Сопротивление вращению дисков при последующем увели
-
чении угловой скорости резко возрастает
.
Вследствие рикошетирова
-
ния масла от кромок разгрузочных окон и шлицев наружного барабана
,
междисковая полость достаточно быстро заполняется масловоздушной
смесью с равномерными по всему объему вязкостно
-
плотностными ха
-
рактеристиками
.
Площадь диска
,
участвующая в вязкостном трении
,
увеличивается
.
Зона
V
характеризуется высоким моментом гидродинамического
сопротивления
,
соизмеримым с моментом сопротивления в зоне
I,
и
его дальнейшим незначительным увеличением с ростом угловой скоро
-
сти
.
Междисковая полость практически целиком заполнена маслом и
масловоздушной смесью
.
С увеличением частоты вращения площадь
диска
,
участвующая в вязкостном трении
,
остается неизменной
.
Поэто
-
му здесь темп нарастания момента сопротивления существенно ниже
,
чем в зоне
I
,
где с ростом угловой скорости диска площадь трения так
-
же увеличивается
.
Кроме того
,
как было отмечено ранее
,
касательные
напряжения трения при турбулентном течении
(
зона
V
)
менее чувстви
-
тельны к изменению градиента скорости в потоке жидкости
,
чем при
ламинарном ее течении
(
зона
I
).
С точки зрения потерь мощности работа фрикционных узлов в ре
-
жимах
,
соответствующих зоне
V
,
неблагоприятна
.
Эта зона характер
-
на только для тормозных элементов
.
В блокирующих фрикционах раз
-
грузочные окна вращающегося наружного барабана обеспечивают
,
как
правило
,
опорожнение междискового пространства
(
см
.
рис
. 1,
штри
-
ховая линия
).
Следует отметить
,
что в реальных условиях эксплуата
-
14 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
2