Трибологическая надежность фрикционных узлов трансмиссий транспортных машин - page 11

Рис
. 1.
Качественная зависимость момента
M
гидродинамического сопротивле
-
ния вращению диска фрикционного узла от его угловой скорости
ω
Экспериментальные исследования для определения эмпирических
коэффициентов
A
и
H
,
а также показателей степени
x
,
y
,
n
,
t
,
k
проведе
-
ны на фрикционных узлах основных типов
,
применяемых в трансмис
-
сиях транспортных машин
(
тормоз
,
фрикцион
, “
фрикцион под тормо
-
зом
”),
в широком диапазоне изменения эксплуатационных и конструк
-
тивных параметров
.
Установленные особенности гидродинамическо
-
го взаимодействия масла с вращающимися дисками позволили уточ
-
нить физическую картину процесса
.
Качественная зависимость момен
-
та
M
гидродинамического сопротивления вращению диска фрикцион
-
ного узла от его угловой скорости
ω
при постоянных расходе и вязко
-
сти подводимого масла приведена на рис
. 1.
На кривой можно выделить
пять характерных зон
.
Зона
I.
Интенсивное нарастание момента сопротивления с увели
-
чением угловой скорости дисков при
Re
1
<
Re
кр
,
поток
ламинарный
.
Инерционные силы
,
действующие на смазочный материал
,
соизмери
-
мы с гравитационными
.
Масло заполняет лишь нижнюю часть междис
-
ковой полости
.
С ростом угловой скорости влияние гравитационных
сил уменьшается
,
при этом площадь диска
,
участвующая в гидродина
-
мическом трении
,
увеличивается
.
Одновременно возрастает градиент
скорости потока
.
Совместное влияние этих факторов и определяет ха
-
рактер изменения момента сопротивления
.
Зона
II.
Уменьшение момента сопротивления при дальнейшем уве
-
личении угловой скорости
.
Значение критерия
Re
1
близко к критическо
-
му
.
Поток из ламинарного режима течения переходит в турбулентный
.
Вследствие увеличения выносящей способности диска его площадь
,
участвующая в гидродинамическом трении
,
уменьшается
.
Это проис
-
ходит вследствие перехода течения в окружном направлении в струй
-
ное и уменьшения зоны контакта струй с сопряженным диском в ра
-
диальном направлении
.
Вместе с этим уменьшаются и касательные на
-
пряжения трения
.
В предельном случае ламинарный поток полностью
трансформируется в турбулентный со струйным характером течения
.
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
2 13
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16,17,18,19,20,...21
Powered by FlippingBook