Для турбулентного потока
,
аналогично работе
[1],
получена оценка
Q
в
= 0
,
132
πR
2
ωh.
(
2
)
Расчеты по уравнениям
(1)
и
(2)
показывают
,
что для дисков с
R >
0
,
175
м при режимных параметрах
ω
>
25
c
−
1
и
ν
= 5
·
10
−
6
. . .
2
×
×
10
−
4
м
2
/
с выносящая способность существенно превышает эксплуа
-
тационные расходы жидкости
,
подводимой к фрикционным узлам
,
т
.
е
.
Q
в
À
Q
.
Если при этом разгрузочные окна наружного барабана обес
-
печивают отвод всего подводимого масла без повышения давления в
междисковой области
,
то сплошность потока в окружном направлении
нарушается
,
и течение масла становится струйным
,
чему способствует
и дискретность мест
(
точек
)
подвода смазочного материала
.
Толщина
струи
δ
,
увлекаемой вращающимся диском
,
определяет минимально
возможный зазор между дисками
,
при котором сопротивление будет
наименьшим
.
Для ламинарного режима течения жидкости
,
учитывая равенство
выносящей способности дисков и расхода подводимого масла
,
можно
получить выражение для
δ
в безразмерном виде
:
δ
R
= 3
,
17
µ
nd
R
¶
−
0
,
5
Re
−
0
,
75
µ
Q
νR
¶
0
,
5
,
(
3
)
где
n
—
число рядов
,
d
—
диаметр сверлений для подвода смазочного
материала
, Re —
число Рейнольдса
.
Для турбулентного режима
δ
=
8
Q
7
ndR
(
ω
−
β
)
r
ω
+ 8
β
38
ω
+ 28
β
,
(
4
)
где
β
—
коэффициент
,
учитывающий скорость среды в середине зазора
,
определяется численным решением уравнения
0
,
2
ρ
(
ω
−
β
)
2
µ
7
ndν
bQ
¶
1
/
4
µ
ω
+ 8
β
38
ω
+ 28
β
¶
1
/
4
·
36 (
ω
+
β
)
38
ω
+ 28
β
¸
3
/
8
¡
R
5
2
−
R
5
1
¢
=
= 0
,
182
ρ
0
(
ν
0
)
0
,
2
β
1
,
8
¡
R
4
,
6
2
−
R
4
,
6
1
¢
,
где
ρ
0
,
ν
0
—
плотность и кинематическая вязкость воздуха соответствен
-
но
.
Расчеты
,
проведенные по уравнениям
(3)
и
(4),
показывают
,
что тол
-
щина слоя жидкости на вращающемся диске как для ламинарного
,
так
и для турбулентного течений не превышает
0,3
мм
.
Следовательно
,
при
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
2 9