Трибологическая надежность фрикционных узлов трансмиссий транспортных машин - page 18

Рис
. 4.
Зависимость относительно
-
го момента сопротивления
M
отн
от параметра
Φ
при различных
скоростях скольжения поверхно
-
сти трения
:
1
— 40
м
/c;
2
— 60
м
/c;
3
— 75
м
/
с
0
6
p
a
6
p
к
,
установлено
,
что мо
-
мент трения
M
тр
однозначно зависит
от комплекса
,
характеризующего сте
-
пень деформации коробленых дисков
,
и равного
Φ =
X
n
δ
n
.³X
i
h
i
+ ∆
Σ
´
,
(
13
)
где
X
n
δ
n
сумма разносторонних
короблений дисков
;
X
i
h
i
,
Σ
со
-
ответственно суммарные осевой зазор
и износ дисков
.
Дискретное изменение полу
-
ченного комплекса в интервале
0
,
4
6
Φ
6
8
,
5
осуществлялось в ре
-
зультате соответствующего подбора значений параметров
,
входящих в
выражение
(13).
Опытные данные
,
приведенные на рис
. 4,
показывают
,
что при
Φ
6
0
,
8
заметного увеличения суммарного момента трения
,
по
сравнению с моментом гидродинамического трения
,
пропорциональ
-
ным
µV/p
i
,
нет
.
В диапазоне
0
,
8
6
Φ
6
1
,
6
момент возрастает в
7–8
раз
,
что объясняется деформацией пограничных слоев масла на вза
-
имодействующих дисках
.
Одновременно из
-
за вибрации происходит
эпизодическое контактирование поверхностей трения
.
При
Φ
>
1
,
0
диски имеют постоянный контакт
.
В этом случае характер поведения
момента трения качественно совпадает с изменением упругих характе
-
ристик коробленых дисков
.
Темп нарастания
M
тр
снижается на участке
их малой жесткости
.
Влияние коробления дисков на коэффициент трения можно описать
эмпирической зависимостью вида
f
i
4
=
m
[1 +
a
(1
exp(
b
0
,
8)
k
) +
c
0
,
8))]
µM/p
i
,
где
a
,
b
,
k
,
c
постоянные
,
характеризующие изменение площади вза
-
имодействующих поверхностей трения с увеличением
Φ
.
На основа
-
нии анализа экспериментальных данных получены следующие значе
-
ния коэффициентов
:
a
= 6
,
4
;
b
= 10
;
k
= 2
;
c
= 0
,
53
.
Учет неравномерности нагрузки по радиусу дисков и изменения
площади их контакта при
p
a
6
p
k
позволил уточнить выражение
(11)
и
определить средний коэффициент трения
20 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
2
1...,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17 19,20,21
Powered by FlippingBook