эффективность использования этих узлов и всей транспортной маши
-
ны в целом
.
Как было отмечено ранее
,
гидродинамическое трение описывается
системой уравнений Навье
–
Стокса
,
решаемой совместно с уравнени
-
ями сплошности и касательных напряжений
,
которые соответственно
можно представить как
∂v
r
∂r
+
v
r
r
+
∂v
z
∂z
= 0
и
τ
rϕ
=
µr
+
∂
∂r
µ
v
ϕ
r
+
1
r
∂v
r
∂ϕ
¶
при следующих граничных условиях
:
v
r
= 0
,
v
ϕ
=
ωR
,
v
z
= 0
,
когда
z
= 0
,
и
v
r
= 0
,
v
ϕ
= 0
,
когда
z
=
h
,
где
v
r
,
v
ϕ
,
v
z
—
составляющие
скорости частиц масла в цилиндрической системе координат
;
τ
rϕ
—
ка
-
сательные напряжения трения
;
µ
—
динамическая вязкость масла
;
ω
—
угловая скорость диска
;
R
—
радиус диска
;
h
—
осевой зазор между
сопряженными дисками
.
Эта математическая модель справедлива для описания процессов
,
проходящих во фрикционных узлах
,
только при условии неразрывно
-
сти смазочного слоя в междисковом пространстве
,
выполнение этого
условия зависит от соотношения расхода
Q
подводимого масла и выно
-
сящей способности
Q
в
вращающихся дисков вследствие центробежно
-
го эффекта и пропускной способности выходных отверстий наружного
барабана фрикционного узла
.
Сопротивление вращению дисков фрик
-
ционных устройств
,
работающих в масле
,
характеризуется как режи
-
мом течения жидкости в зазоре
,
так и степенью его заполненности
.
Учитывая относительную малость средних осевых зазоров
h
меж
-
ду дисками разомкнутых фрикционов
,
выносящую способность враща
-
ющегося диска можно оценить
,
аппроксимируя решения Кармана
[4].
Если радиальная составляющая скорости
v
r
ламинарного потока вбли
-
зи диска определяется выражением
v
r
= 0
,
2
ωRz
p
ω/ν,
где
z
—
координата вдоль оси вращения
;
ω
и
R
—
частота вращения
и внутренний радиус диска соответственно
;
ν
—
кинематическая вяз
-
кость масла
,
то выносящую способность вращающегося диска можно
определить как
Q
в
= 2
πR
h
Z
z
=0
v
r
dz
= 0
,
2
πRh
2
,
0
ω
1
,
5
ν
0
,
5
.
(
1
)
8 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
2