Трибологическая надежность фрикционных узлов трансмиссий транспортных машин - page 2

чения износа зависят от условий формирования и восстановления ма
-
сляного слоя между взаимодействующими поверхностями трения
.
Эти
условия
,
в первую очередь
,
обеспечиваются наличием на поверхностях
МКД смазочных канавок глубиной до
0,6
мм
.
При суммарном двухсто
-
роннем износе диска
,
равном
1,0
мм
,
канавки практически исчезают
,
что ухудшает смазывание
,
и величина износа резко возрастает
.
Поэто
-
му
,
целесообразно рекомендовать величину среднего допустимого из
-
носа МКД не более
1,0
мм
,
если нет других ограничений
,
связанных с
конструкцией фрикционного устройства или функциональными харак
-
теристиками трансмиссии
.
Коробление
,
приводящее к отклонению диска от плоской формы
,
уменьшает осевые зазоры между дисками
,
что может привести к кон
-
такту поверхностей трения при работе фрикционного устройства в ра
-
зомкнутом состоянии
.
При этом резко возрастают потери мощности и
повышается температура в отдельных зонах трения
.
Следовательно
,
ко
-
робление можно косвенно оценить по потерям мощности в трансмис
-
сии
.
Практикой подтверждено
,
что суммарный максимальный прогиб
дисков в пакете фрикционного узла не должен превышать суммарный
зазор между дисками в выключенном состоянии
.
Усадка МКД может привести к их заклиниванию на внутреннем
вращающемся барабане
,
что препятствует свободному перемещению
дисков по шлицам и нарушает нормальную работу узла
.
Поэтому вели
-
чина усадки диска не должна превышать величину радиального зазора
в зацеплении диска с барабаном
.
В зависимости от сочетания допусков
на изготовление радиальные и боковые зазоры в соединении позволя
-
ют ограничить усадку МКД до их заклинивания на барабане в пределах
2
,
3
. . .
3
,
8
мм
.
При чрезмерной усадке сопряженных стальных дисков
они могут контактировать с наружной поверхностью внутреннего вра
-
щающегося барабана
.
При этом на поверхности барабана появляются
выработки и заусенцы
,
что затрудняет перемещение МКД по шлицам
внутреннего барабана и также нарушает нормальную работу узла
.
Ра
-
диальный зазор между сопряженными стальными дисками и внутрен
-
ним барабаном исчезает при величине усадки
4
,
8
. . .
5
,
6
мм
.
Стальная основа дисков трения разрушается либо от термонапряже
-
ний
,
обусловленных неравномерным нагревом рабочих поверхностей
дисков
,
либо от действия на зубья дисков высокочастотных динамиче
-
ских виброударных нагрузок
,
возникающих в зацеплении дисков с ба
-
рабаном из
-
за крутильных колебаний в динамической системе транс
-
миссии
.
Этот вид отказов характерен для определенных схем и кон
-
струкций моторно
-
трансмиссионных установок и не является общим
случаем повреждения дисков трения
.
4 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
2
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...21
Powered by FlippingBook