ции фрикционные узлы работают преимущественно в зонах
II, III
и
V
.
Диапазон режимов их работы в зоне
IV
чрезвычайно узок
,
поэтому вли
-
янием этой зоны на момент сопротивления можно пренебречь
.
Экспериментальное исследование момента гидродинамического
сопротивления проводилось на стенде
,
испытуемыми объектами ко
-
торого были тормоз
,
фрикцион и конструкция
“
фрикцион под тормо
-
зом
”.
Воспроизводились основные сочетания режимов работы реаль
-
ных фрикционных элементов для дисков трения двух типоразмеров
(
D
2
= 0
,
497
м
,
D
1
= 0
,
449
м и
D
0
2
= 0
,
407
м
,
D
0
1
= 0
,
359
м
).
Осевой
зазор при восьми парах трения изменялся от
2,08
до
0,1
мм
.
Варьи
-
ровались в широком диапазоне геометрические размеры и конфигу
-
рация разгрузочных окон
.
Результаты экспериментов
,
обработанные с
использованием теории обобщенных переменных
[5],
для тормозного
узла приведены на рис
. 2 ,
а для конструкции
“
фрикцион под тормозом
”
—
на рис
. 3.
Проведенный анализ показал
,
что испытуемые фрикционные уз
-
лы в зависимости от сочетания режимных и конструктивных параме
-
тров работают в зонах
II–V
.
В диапазоне изменения критериев Фруда
Fr
=
ω
2
R
g
= 30
. . .
380
и Рейнольдса
Re
=
ω
·
R
2
ν
= (1
,
5
−
3
,
3)
·
·
10
5
(
зона
II
)
момент зависит от
Fr.
В этой зоне масло
,
в основном
,
группируется в нижней части междискового пространства
.
Наблюде
-
ния через смотровые окна
,
расположенные в верхней части установки
,
подтвердили
,
что выброс масла через верхние разгрузочные окна прак
-
тически отсутствует
.
Переход из зоны
II
в зону
III
происходит при
Рис
. 2.
Зависимость коэффициента момента сопротивления в зонах
II
Fr
0
,
4
Re
0
,
2
2
≥
9
,
6
,
Re
<
8
,
6
·
10
5
)
и
III
(
Re
1
≥
8
,
6
·
10
5
)
от определяющих кри
-
териев при различных условиях выхода масла из междисковой полости
.
Угол
свободного выхода
ϕ
:
1
. . .
5
—
ϕ
= 0; 20; 60; 100
и
140
◦
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
2 15