Трибологическая надежность фрикционных узлов трансмиссий транспортных машин - page 1

ДИНАМИКА
,
ПРОЧНОСТЬ
,
НАДЕЖНОСТЬ
УДК
629.017:621.891
Е
.
Г
.
Ю д и н
ТРИБОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ
ФРИКЦИОННЫХ УЗЛОВ ТРАНСМИССИЙ
ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН
Рассмотрена проблема обеспечения надежности фрикционных уз
-
лов трансмиссий транспортных машин
,
работающих в масле
.
На
основании теоретического анализа и проведенных эксперименталь
-
ных исследований получены математические модели и методики
расчета основных показателей трибологической надежности
ко
-
эффициента трения и потерь мощности в зависимости от параме
-
тров режимов работы с учетом эксплуатационных изменений дис
-
ков трения
(
износа
,
коробления и усадки
).
Это позволило оптими
-
зировать ряд функциональных характеристик фрикционных узлов
и предложить конструктивные решения
,
повышающие их надеж
-
ность в результате стабилизации масляного потока в междиско
-
вом пространстве и его равномерного распределения по поверхно
-
сти дисков
.
В трансмиссиях современных транспортных машин широко ис
-
пользуются фрикционные устройства с металлокерамическими диска
-
ми
(
МКД
)
трения
,
работающими в масле вместе со стальными дисками
.
С их помощью
,
как правило
,
осуществляется управление движением
:
трогание с места
,
переключение передач
,
повороты и торможение раз
-
личных транспортных средств
.
Фрикционные узлы
это одни из наиболее нагруженных устройств
трансмиссий
;
в частности
,
число их включений на
1000
км пробега до
-
стигает
12500,
а за одно включение время буксования может составлять
0
. . .
4
,
5
с
,
при этом удельная работа трения
— 715,5
Дж
/
см
2
,
износ
0,005
мм
,
приращение температуры на поверхности трения
— 150
C.
Другие параметры
,
характеризующие условия работы дисков трения
,
могут изменяться в широких пределах
:
контактные давления
от
1,4
до
6,0
МПа
;
начальная скорость скольжения
до
75
м
/
с
.
Нагружен
-
ность фрикционных устройств существенно зависит от режимов ра
-
боты трансмиссии
.
Различия в условиях эксплуатации транспортных
машин с одинаковыми трансмиссиями приводят к тому
,
что ресурсы
фрикционных узлов машин могут отличаться в несколько раз
.
Наиболее характерные виды отказов фрикционных устройств
,
ра
-
ботающих в масле
, —
это повышенный износ
,
коробление
,
усадка
,
раз
-
рушение стальной основы и спекание дисков трения
.
Предельные зна
-
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
2 3
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...21
Powered by FlippingBook