дисков
,
могут быть получены только экспериментально
.
Для нахожде
-
ния зависимости коэффициента трения от параметров режима рабо
-
ты фрикционного узла проведены испытания партии металлокерами
-
ческих дисков на одномассовом инерционном нагрузочном стенде в
широком диапазоне варьирования режимных параметров
,
в частности
:
0
,
5
6
p
a
6
4
,
0
МПа
;
10
6
V
6
75
м
/
с
.
Металлокерамические накладки
изготовлялись из шихты МК
-5,
включающей
9,3 %
олова
, 8,9 %
свин
-
ца
, 4,3 %
железа
, 6,4 %
карандашного графита
, 71,0 %
меди
,
и имели на
поверхности однозаходную спиральную канавку с шагом
2,24
мм
.
В результате совместного решения уравнений
(14)
и
(15),
с учетом
коробления дисков
,
найдено выражение для определения среднего ко
-
эффициента трения
,
учитывающего упругие характеристики коробле
-
ных дисков
:
f
= [8
,
6
·
10
−
3
(1 + 9
,
2 exp(
−
1
,
25
V
0
,
6
)) + 3
,
6
·
10
−
4
T
]
×
×
·
1 +
1
,
3
p
к
(
p
(
r
))
0
,
5
¸¯ ¯ ¯ ¯
R
2
R
1
+
1
,
8
·
10
−
4
LµV
p
к
ln
|
p
(
r
)
|
¯ ¯ ¯ ¯
R
2
R
1
,
(16)
где
L
= 1 + 6
,
4[1
−
exp(
−
10(Φ
−
0
,
8)
2
] + 0
,
53(Φ
−
0
,
8);
p
(
r
) =
p
a
−
p
к
(
R
1
+
R
2
)
R
2
−
R
1
+
2
p
к
r
R
2
−
R
1
.
Проверка формулы
(16)
для различных величин короблений дисков
показала
,
что упругие характеристики коробленых дисков существенно
влияют на коэффициент трения при
p
a
6
2
,
0
МПа и
V
>
35
,
0
м
/
с
.
При
давлениях
p
a
>
2
,
0
МПа
f
не зависит от коробления
.
Таким образом
,
можно считать
,
что при малых давлениях
(
p
a
6
p
к
),
соответствующих режимам поворота транспортных машин
,
коэффи
-
циент трения
,
в основном
,
определяется упругими характеристиками
коробленых дисков
.
Полученная расчетная зависимость коэффициента
трения
,
учитывающая влияние упругих сил в коробленых дисках и из
-
нос рабочих поверхностей трения
,
согласуется с экспериментальными
данными и может быть использована при оценке долговечности фрик
-
ционных узлов
,
работающих в масле
.
Дальнейшее изучение физико
-
химических и механических свойств
поверхностей взаимодействующих тел в зависимости от температу
-
ры контакта
,
фактической площади трения
,
режимов работы и геоме
-
трических параметров фрикционного узла позволит расширить наши
представления о дислокационных явлениях и процессах механиче
-
ского
,
теплового
,
адсорбционного упрочнения и разупрочнения при
трении
.
Это даст возможность уточнить механизм взаимодействия пар
22 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
2