качественное влияние основных параметров гидродинамического тре
-
ния в дисковых фрикционных узлах
,
но и дают возможность найти ко
-
личественные характеристики
,
особенно необходимые в инженерной
практике
.
Уравнение для определения момента гидродинамического сопроти
-
вления можно записать как
M
=
F
(
ω, ρ, ν, Q, g, R, h, ϕ
)
.
Представив это уравнение в виде степенной функции и пользуясь
методами теории подобия и размерностей
,
получим
M
=
Aψω
α
1
ρ
α
2
ν
α
3
Q
α
4
g
α
5
R
α
6
h
α
7
,
где
ψ
=
I
+
H
(
I
−
ϕ/
2
π
)
k
.
Затем
,
используя способ интегральных аналогов и условий одно
-
значности
[5],
получим выражение для определения относительного
момента сопротивления как мультипликативной модели критериаль
-
ных безразмерных комплексов
,
характеризующих процесс трения и
смазывания фрикционного узла
.
Тогда
c
M
=
Aψ
¡
ωR
2
/ν
¢
x
(
Q/νR
)
y
(
δ/n
)
n
¡
ω
2
R/g
¢
t
,
(
9
)
где
c
M
=
M/ρω
2
R
5
—
критерий Эйлера
,
зависящий от отношения мо
-
ментов сил трения и инерции
;
ωR
2
/ν
=
Re
1
,
Q/νR
=
Re
2
—
критерии
Рейнольдса
,
характеризующие действие на поток жидкости
,
находя
-
щейся в междисковом пространстве
,
сил вязкостного трения и инерци
-
онных сил от окружной и радиальной составляющих скорости соответ
-
ственно
;
ω
2
R/g
=
Fr —
критерий Фруда
,
выражающий соотношение
центростремительной силы и силы тяжести
;
δ/n
—
симплекс
,
опреде
-
ляющий влияние степени деформации
δ
пограничного слоя жидкости
в осевом направлении
;
ψ
—
симплекс
,
учитывающий влияние условий
выхода масла из междисковой полости
.
Указанные инварианты имеют
принципиальное значение для получения расчетных зависимостей
.
Если толщина
h
слоя масла
,
увлекаемого вращающимся диском
,
меньше среднего осевого зазора
δ
,
то можно утверждать
,
что
h
не вли
-
яет на мощность трения
.
Тогда уравнение
(9)
существенно упрощается
c
M
=
Aψ
Re
−
1
1
Re
y
2
Fr
t
,
где
Re
1
определяется угловой скоростью вращения дисков
,
а
Re
2
связан
с расходом подаваемого масла
.
12 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
2