где
r
1
, r
2
, r
0
1
, r
0
2
—
соответственно начальные и конечные радиусы коль
-
цевой площади контакта с одной и другой сторон диска
.
Если для идеально плоских дисков номинальное давление
p
a
=
P/π
(
R
2
2
−
R
2
1
)
,
где
R
2
и
R
1
—
наружный и внутренний радиусы рабочих поверхностей
трения
,
то при короблении
,
принимая допущение
,
что добавка к фак
-
тическому давлению от упругих сил коробленых дисков подчиняется
линейному закону
,
p
i
можно представить следующим образом
:
p
i
=
p
a
+ 2
p
к
[
r
i
−
(
R
1
+
R
2
)
/
2]
/
(
R
2
−
R
1
)
,
(
12
)
где
p
к
—
давление
,
необходимое для выпрямления коробленых дисков
,
а
r
i
—
текущий радиус диска
.
Следует заметить
,
что для блокирующих фрикционов осевое уси
-
лие
P
=
P
c
+
P
ц
,
причем
P
c
=
p
ж
S
,
P
ц
=
πγ
(
α
0
−
ω
)[
R
4
б
−
r
4
б
−
−
2
r
2
0
(
R
2
б
−
r
2
б
)]
/
4
g
,
где
p
ж
—
давление жидкости в бустере
;
S
—
площадь
его поршня
;
γ
—
удельный вес масла
;
α
0
—
коэффициент
,
учитываю
-
щий отличие скорости вращения жидкости от скорости бустера
;
ω
—
скорость вращения бустера фрикциона
;
R
б
и
r
б
—
соответственно на
-
ружный и внутренний радиусы полости бустера
;
r
0
—
радиус подвода
жидкости
.
Для тормоза
P
ц
= 0
.
Рассмотрим влияние перераспределения давления
,
возникающего
вследствие упругих свойств коробленых дисков
,
на изменение коэф
-
фициента трения
.
При включении фрикционного устройства
,
когда
p
a
6
p
к
,
вся нагрузка воспринимается кромками дисков и коэффици
-
ент трения
,
в основном
,
определяется сопротивлениями
F
i
3
и
F
i
4
.
С
увеличением усилия сжатия поверхность контакта приобретает форму
кольца из
-
за упругой деформации материала дисков и изменения их
взаимного расположения
.
При полном выпрямлении пакета
p
a
=
p
к
и зона контакта занимает всю рабочую поверхность
,
а по величине
равна номинальной площади взаимодействующих пар трения
.
Однако
вследствие упругих свойств коробленых дисков распределение нагруз
-
ки по их радиусу сохраняется неравномерным
.
Самыми нагруженными
остаются кромки
.
Наиболее сложно выяснить
,
как влияют упругие ха
-
рактеристики коробленых дисков на коэффициент трения при
p
a
6
p
к
.
В этом случае площадь трения переменна
,
зависит от степени дефор
-
мации коробленого диска и ее аналитическое определение затруднено
.
В результате экспериментального исследования
,
проведенного на
специальном стенде
,
позволяющем реализовать все возможные при
эксплуатации фрикционного узла коробления дисков в диапазоне
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
2 19