Трибологическая надежность фрикционных узлов трансмиссий транспортных машин - page 3

Повышение требований к долговечности и несущей способности
дисков трения заставляет искать пути улучшения функциональных ха
-
рактеристик этих элементов
.
Одно из перспективных направлений
совершенствование условий смазывания фрикционных узлов
.
Взаимо
-
действие пар трения и смазочного материала происходит
,
в основном
,
при разомкнутых дисках или в процессе их включения
.
В разомкнутом
фрикционном узле смазочный материал должен охлаждать поверхно
-
сти трения и формировать на них адсорбированные граничные пленки
.
При этом необходимо равномерное орошение непрерывным потоком
масла всех рабочих зон дисков и одновременно должна быть исключе
-
на возможность контактирования граничных слоев
,
образовавшихся на
сопряженных поверхностях
.
Такой режим смазывания уменьшает те
-
пловыделение и гидродинамические потери мощности
,
способствует
увеличению КПД
.
При включении фрикционного узла смазочный ма
-
териал обязан предохранять взаимодействующие пары трения от непо
-
средственного сухого контакта
.
Из
-
за быстротечности процесса буксо
-
вания дисков теплоотвода в масло практически нет
.
В идеальном слу
-
чае вся работа буксования должна восприниматься граничными слоями
смазочного материала
,
т
.
е
.
расходоваться на их разрушение или восста
-
новление
,
которое происходит в результате термохимического взаимо
-
действия масла с материалом поверхности трения
.
Для уменьшения из
-
нашивания и формоизменения дисков необходимо обеспечить опреде
-
ленный уровень несущей способности пограничного слоя
.
В общем виде гидродинамические процессы
,
развивающиеся меж
-
ду сопряженными поверхностями вращающихся дисков трения
,
можно
описать системой уравнений Навье
Стокса
[1].
Приближенное реше
-
ние этой системы
[2]
для случая разомкнутого фрикционного узла по
-
казало
,
что при ограниченных реальных расходах масла
,
не превышаю
-
щих
(13
,
5
. . .
25
,
0)
·
10
6
м
3
/
с на одну пару трения
,
и дискретном спосо
-
бе его подвода образуется существенная неравномерность смазывания
и охлаждения поверхностей в окружном направлении
.
Обычно ороша
-
ется не более
30 %
площади трущейся пары
.
Однако в конструкциях
фрикционных узлов с дисками
,
имеющими смазочные каналы опре
-
деленной конфигурации
,
из
-
за высокой выносящей способности этих
каналов орошаемая поверхность сокращается до
10
. . .
15
%.
Кроме то
-
го
,
в широких
(
более десяти пар трения
)
пакетах диски изнашиваются
крайне неравномерно
,
что снижает срок службы фрикционного узла в
целом
,
так как его долговечность определяется предельно допустимым
износом одного
,
максимально изношенного из дисков
.
Комплекс экспериментальных исследований
,
проведенных на спе
-
циально созданной для изучения гидродинамических процессов в разо
-
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
2 5
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,...21
Powered by FlippingBook