При использовании формулы
(37)
следует учитывать
,
что физиче
-
ски высота
h
не может быть меньше высоты
h
0
,
определяемой выраже
-
нием
h
0
= (
R
−
1) ctg
γ.
(
38
)
Если в результате расчета окажется
,
что
h < h
0
,
то следует принимать
h
=
h
0
.
Максимальное давление
,
действующее на стенку контейнера
,
мо
-
жет быть найдено с помощью второго выражения системы
(31)
при
z
=
h
и
ρ
=
R
:
p
= 1
,
1
1 + ln
R
+
0
,
5
−
0
,
25
µ
1
−
1
R
¶
cos
γ
+
µ
1
r
0
1
−
r
2
0
h
+
+
0
,
5 +
µ
sin
γ
−
cos
γ
sin
γ
+ cos
γ
h
µ
R
2
ln
R
R
2
−
1
−
0
,
5
¶
+ 2
µh
п
.
В общем случае деформированное состояние при выдавливании
стержня не уступает по сложности деформированному состоянию при
выдавливании стакана
,
подробно рассмотренному в работе
[9].
При
свободном выдавливании стержня также имеется
6
различных дефор
-
мационных зон
(
рис
. 5):
зоны нестационарных деформаций
1
а
, 1
в
, 2
а
и зоны стационарных деформаций
1
б
, 1
г
, 2
б
.
По мере выдавливания
граница между зонами
1
в и
1
а будет приближаться к оси стержня
.
При
определенной величине рабочего хода
s
ст
(
рис
. 5,
справа
)
зона
1
а будет
полностью вытеснена в выдавленную часть стержня
,
после чего поле
деформаций в осевой области
(
зона
1
б
)
полностью станет стационар
-
ным
,
так как все расположенные здесь частицы будут проходить до
выхода из очага деформации один и тот же путь
,
начальная координа
-
та которого
z
0
=
h
.
При этом радиус упомянутой границы достигнет
своего минимального значения
ρ
ст
и при дальнейшем ходе останется
постоянным
.
Соответствующие эпюры изменения накопленных дефор
-
маций в зависимости от хода выдавливания показаны на рис
. 6.
Если угол конусности матрицы
γ > γ
з
(
где
γ
з
—
угол застойной
зоны
),
то металл
,
расположенный в застойной зоне
,
никогда не вый
-
дет в выдавленную часть стержня
.
Визуально это выражается в том
,
что концы поперечных линий координатной сетки
(
см
.
рис
. 3)
при лю
-
бой величине рабочего хода не выйдут в калибрующий канал матрицы
(
экспериментальное подтверждение этому см
.
на рис
. XVI.4,
с
. 411
кни
-
ги
[4]).
Таким образом
,
при наличии застойной зоны данные линии по
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
2 99