для трубных изделий
e
i
= ln(
F
0
/F
к
) = ln
R
2
−
r
2
0
1
−
r
2
0
.
Традиционные формулы получены путем некорректного переноса
характеристик деформации в условиях
линейного
напряженного со
-
стояния при простом растяжении или сжатии на несопоставимо более
сложное
объемное
напряженно
-
деформированное состояние заготовки
при выдавливании
.
Привлекательная простота этих формул не оправ
-
дывает их несоответствия физике процессов выдавливания
.
Традиционная формула для сплошных стержней имеет следующие
существенные недостатки
.
Используя ее с самого начала процесса вы
-
давливания
,
получают постоянное значение накопленной деформации
в выдавленной части стержня
.
Между тем
,
если провести эксперимент
,
выдавив участок малой длины
,
то исходная координатная сетка практи
-
чески не исказится
(
рис
. 3,
слева
),
т
.
е
.
хотя перепад сечений формаль
-
но уже есть
,
реальная накопленная деформация будет близка к нулю
.
При увеличении рабочего хода искажения делительной сетки и
,
соот
-
ветственно
,
накопленные деформации будут нарастать не только на вы
-
ходе из матрицы
,
но и в очаге пластической деформации
,
расположен
-
ном в контейнере
(
рис
. 3,
справа
).
Если же руководствоваться упомя
-
нутой формулой
,
получается
,
что накопленные деформации в зоне кон
-
тейнера равны нулю из
-
за отсутствия изменения площади поперечно
-
го сечения
.
Такое несоответствие тривиальной традиционной формулы
сложным физическим закономерностям процесса выдавливания при
-
водит к тому
,
что для определения средней накопленной деформации
и соответственно среднего напряжения текучести руководствуются не
Рис
. 3.
Искажение координат
-
ной сетки по ходу выдавлива
-
ния ступенчатого стержня
математическими обоснованиями
,
а мне
-
нием тех или иных ученых
,
одни из ко
-
торых считают
,
что лучше брать сред
-
нее арифметическое между начальным и
конечным значением
,
другие же считают
более правильным брать среднее геоме
-
трическое
[1].
Между тем эксперименты
,
выполненные методами координатных се
-
ток
[4, 7]
или измерения распределения
твердости
[8],
показывают значительную
неравномерность распределения деформа
-
ций в осевом и поперечном направлениях
как в выдавленной части стержня
,
так и
в очаге пластической деформации
,
распо
-
ложенном в зоне контейнера
.
Поэтому для
90 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
№
2