Сергей Павлович Королев - основоположник практической космонавтики - page 27

лет раньше. Во всяком случае исследовательское оборудование геофи-
зических ракет, запускавшихся с 1949 г., по совершенству и сложности
уже было соизмеримо с оборудованием первых искусственных спут-
ников Земли. То же можно сказать и о наземной части комплекса. Не
умаляя всей грандиозной работы по созданию космодрома, мы все-
таки знаем, что и для строителей космодрома и для создателей его
подъемно-транспортного и заправочного оборудования и самой пус-
ковой системы, все проблемы, с которыми они сталкивались, были
в основном количественными и могли бы при необходимости быть
решены гораздо раньше, подобно тому как решались проблемы при
строительстве крупнейших электростанций, мостов, плотин, башен,
доменных печей или гигантских шагающих экскаваторов.
И строительство космодрома и монтаж всего его оборудования, не-
смотря на суровые условия полупустыни, были выполнены в заплани-
рованные сроки. А вот с ракетой все было иначе: и сроки срывались, и
требуемые характеристики двигателей, системы управления и самого
корпуса не получались, все достигалось ценой крайнего напряжения
всех сил проектантов, конструкторов, технологов, производственни-
ков. И это происходило потому, что создание ракеты Р-7 было не про-
сто качественным, а поистине революционным скачком в ракетостро-
ении. Казалось бы, для ускорения создания ракеты можно было пойти
на какие-то упрощения, послабления, пусть ракета получится несколь-
ко несовершеннее и тяжелее, лишь бы скорее полетела и обеспечила
достижение межконтинентальной дальности и космической скорости.
На самом же деле все было не так. Решение проблемы достиже-
ния межконтинентальной дальности и скорости тогда было возможно
только при самой совершенной в то время конструкции ракеты, при са-
мых высоких характеристиках всех систем, узлов и агрегатов. Вопрос
стоял однозначно: или наивысшее совершенство, или проблема не ре-
шается. И Королев ни в чем не отступил от этой установки и победил.
И еще даже в самые трудные моменты, когда то на одном, то на другом
участке создания ракеты возникали предвиденные и непредвиденные
трудности, он сам не терял веры в конечный успех дела и заражал этой
уверенностью и руководство (уже готовое сдаться и закрыть работы
по Р-7, также, как оно 15 лет спустя закрыло программу Н-1) и всех,
кто шел за ним. Сейчас, спустя пятидесятилетие мы поражаемся тому,
как быстро, с каким ускорением создавались первые образцы РКТ, ко-
гда каждый шаг был шагом в неизведанное. И творили его в основном
люди, которые имели стаж работы в ракетостроении всего несколько
лет, в лучшем случае всего одно десятилетие. Таких ветеранов, как
С.П. Королев, М.К. Тихонравов, В.П. Глушко с четвертьвековым ста-
жем, можно было буквально пересчитать по пальцам. Но дело шло
блестяще, и каждый его участник сознавал всю серьезность и, можно
88 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4
1...,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26 28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,...45
Powered by FlippingBook