[25]. Тогда очень немногие восприняли эти слова всерьез. Ведь до
запуска РН «Спутник» трудно было поверить в то, что в советских
конструкторских бюро уже полным ходом идет разработка проектов
автоматических лунных станций и пилотируемых орбитальных кораб-
лей.
Проектные расчеты показали, что при снабжении первой космиче-
ской ракеты-носителя третьей ступенью ее возможности резко возра-
стают: при увеличении массы ракетных блоков всего на 6% полезный
груз, выводимый на орбиту, становится в 3,5 раза больше, кроме того,
это позволяет разогнать до второй космической скорости груз поряд-
ка 300 кг [25]. Конечно, после создания мощной пятиблочной базовой
ракеты задача разработки для нее дополнительного блока третьей сту-
пени была не такой уж сложной, но и тут возникли свои проблемы.
Самым легким новый ракетный блок был бы со сферическими
баками. Но тогда его диаметр получился бы гораздо меньше, чем
у центрального блока и разрабатывавшегося пилотируемого корабля.
Поиски других форм топливных емкостей привели к разработке ориги-
нальных баков торообразной формы, не имевших аналогов в мировой
ракетной технике. Их создание потребовало очень высокого уровня
технологии, в частности штамповки и сварки, и тщательной гидрав-
лической отработки, связанной со сложностью забора из них топлива.
Двигатель для ракетного блока третьей ступени (блока Е), к ко-
торому предъявлялись более высокие требования как по весовым и
энергетическим характеристикам, так и по надежности запуска, ко-
торый должен был впервые производиться в полете практически в
пустоте, разрабатывался на соревновательных основах несколькими
коллективами. Быстрее всех такой ЖРД, удовлетворяющий всем тре-
бованиям за счет применения газогенератора, работающего на основ-
ных компонентах топлива, был разработан двигательным отделом ОКБ
С.П. Королева, руководимым М.В. Мельниковым, и доведен до серий-
ного производства с помощью двигательного отдела ОКБ, руководи-
мого С.А. Косбергом.
Третья ступень должна была работать уже практически в пусто-
те. Поскольку сопротивление среды там не ощутимо и возмущения,
действующие на ракету, ничтожны, ее можно было снабдить очень
слабыми органами управления — соплами, действующими на отрабо-
тавших газах привода турбонасосного агрегата. По логике действия,
ЖРД верхнего блока должен был запускаться после окончания рабо-
ты и отброса второй ступени. Но проектанты избрали другой спо-
соб, казалось бы, противоречащий логике. Двигатель третьей ступени
включался тогда, когда еще работала вторая ступень. В результате его
запуск происходил не в невесомости, а при действии перегрузки, тре-
тья ступень ни на мгновение не оставалась неуправляемой.
98 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4