Сергей Павлович Королев - основоположник практической космонавтики - page 29

идти на усовершенствование принятых в этой ракете проектных реше-
ний и приходилось идти на принципиально новые. Так, например, ни
на одной из последующих ракет не применялись двигатели с приводом
турбины от газогенератора, работающего не на основных компонентах
топлива, или же неавтономные системы управления. Но что касает-
ся принципиальной компоновочной и конструктивно-силовой схемы
мощной составной баллистической ракеты, то здесь никаких опробо-
ванных решений ни в отношении общей компоновки, ни в отношении
связи блоков между собой и со стартовой системой и их отделения
от стартового устройства и разделения между собой в конце первой
ступени не существовало. Это, с одной стороны, затрудняло работу
проектантов, но, с другой стороны, давало им полную свободу вы-
бора оптимального решения, исходя только из условий наилучшего
решения стоящей перед ними научно-технической задачи, без ограни-
чений, накладываемых обычно требованиями конструктивной и про-
изводственной преемственности с ранее созданными конструкциями
(как это было при создании ряда баллистических ракет Р-1, Р-2, Р-5,
Р-12, предшествовавшего Р-7).
Требования, накладываемые на ракету со стороны наземного ком-
плекса, тоже были сведены к минимуму: блоки ракеты должны были
вписываться в габаритные размеры железнодорожных вагонов. Все
связи со стартовым сооружением было решено осуществить так, что-
бы они не приводили к усложнению и утяжелению конструкции ра-
кеты. В результате была выбрана схема подвески ракеты в стартовом
сооружении в тех же опорных точках, на которые приходились макси-
мальные усилия, передаваемые в полете от боковых ракетных блоков
на центральный.
Это, естественно, потребовало разработки уникального по слож-
ности стартового сооружения, но зато в конструкции ракеты было
выиграно несколько сот килограммов и соответственно несколько сот
километров дальности, по сравнению с тем вариантом, когда раке-
та устанавливалась, как все другие ракеты, на стартовое сооружение
торцами своих хвостовых отсеков. А то, что стартовое сооружение
при этом стало тяжелее на много тонн, так это было не страшно: це-
на наземным тоннам гораздо меньше, чем ракетным килограммам, и
наземные комплексы изготавливаются в гораздо меньшем количестве
экземпляров, чем стартующие с них ракеты.
Наряду с принципиально новой общей схемой ракеты и стартового
сооружения, совершенно новыми были и многие входящие в их со-
став системы и агрегаты. Как уже отмечалось, на этой ракете впервые в
СССР была осуществлена система управления с помощью поворотных
рулевых ракетных двигателей, предлагавшаяся еще Н.И. Кибальчичем
и К.Э. Циолковским. Ее применение позволило уменьшить стартовый
90 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4
1...,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28 30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,...45
Powered by FlippingBook