блоком ракеты после их разделения, на передней части блока на днище
кислородного бака открывался специальный клапан. Из него начина-
ли истекать газы наддува. Развивающаяся при этом реактивная сила
тормозила блок. За счет этого искусственного торможения и за счет
более сильного естественного торможения в атмосфере, корпус ракеты
начинал уходить от спутника, все более теряя высоту.
Второй искусственный спутник из-за особой срочности его раз-
работки, в отличие от первого и третьего, не отделялся от ракеты-
носителя и совершал полет по орбите вместе с нею.
Создание ракет-носителей «Восток», «Молния» и «Союз».
Ракета-носитель «Спутник» в двухступенчатом варианте первона-
чально была использована только 3 раза (затем еще несколько раз по
челомеевской программе). И хотя только этих трех полетов, особенно
первого из них, было бы достаточно, чтобы навсегда войти в исто-
рию прогресса человечества, этим роль ракеты-носителя «Спутник»
в истории космонавтики не завершилась, а всего лишь началась. Кон-
структивно силовая схема ракеты позволяла существенно повысить
ее грузоподъемность. Поэтому она легла в основу целого семейства
мощных ракет-носителей, которые вот уже около 50 лет надежно
служат отечественной и международной космонавтике, обеспечивая
решение многих транспортных задач, включая и самые ответственные
из них — пилотируемые космические полеты.
Как только появились мощные БРДД, сразу же возникли проекты
их использования для подъема человека на большую высоту, наибо-
лее проработанным из которых был проект ракетного зонда ВР-190.
Выступая на конференции по ракетным исследованиям верхних слоев
атмосферы в апреле 1956 г., С.П. Королев назвал полет человека на
ракете «одним из самых злободневных вопросов» и отметил, что «в
настоящее время эта задача становится все более и более реальной».
Вместе с тем, он выразил сомнение по поводу того, «имеет ли прак-
тический смысл для исследования вертикальный подъем человека на
ракете» [25].
Действительно, дальнейший ход событий показал, что от такого
полета можно смело отказаться. Все, что он мог дать для развития си-
стем жизнеобеспечения и спасения, было получено при пусках геофи-
зических ракет с животными. Атмосферный полет человека на ракете
не нес в себе чего-либо принципиально нового, а затраты и степень
риска при его осуществлении были на том же уровне, что и для кос-
мического полета, до которого оставалось не так уж долго.
17 сентября 1957 года в докладе, посвященном 100-летию со дня
рождения К.Э. Циолковского, Королев заявил на весь мир, что «совет-
ские ученые и ракетчики работают над проблемой посылки ракеты
на Луну и облета Луны, над проблемой полета человека на ракете
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4 97