Сергей Павлович Королев - основоположник практической космонавтики - page 18

3000 км, при использовании двухступенчатого пакета, собираемого не
из ракет Р-3, а из специально разработанных блоков оптимальной раз-
мерности, масса отдельных блоков может быть существенно меньше,
а это сразу облегчает проблемы создания двигателей. В это время
все отечественные двигательные КБ, вслед за КБ А.М. Исаева, пере-
шли на многокамерные ЖРД с цилиндрическими камерами, плоски-
ми многофорсуночными головками и связанными огневой и наруж-
ной оболочками камер, что обеспечило создание напряженных кон-
струкций с высокими энергетическими и прочностными характери-
стиками. Это и позволило, наконец, перейти на высокоэффективное
кислородно-керосиновое топливо и создавать двигатели требуемой
размерности, оказавшейся в 2 раза меньшей, чем для Р-3. На осно-
ве этого С.П. Королев решился поставить вопрос о пересмотре госу-
дарственного плана, предложив отказаться от завершения проекта Р-3
и сосредоточить усилия на создании межконтинентальной баллисти-
ческой ракеты, получившей обозначение Р-7. Обсуждение этого бес-
прецедентного предложения, выходя с которым С.П. Королев ставил
на карту весь свой авторитет ученого и конструктора, носило весь-
ма драматический характер, но в конечном счете все политическое,
военное, хозяйственное и научное руководство страны оказалось на
высоте и поддержало этот революционный шаг, собственно и легший
в основу всемирно-исторических достижений СССР, ознаменовавших
открытие космической эры.
Здесь уместно отметить, что по воспоминаниям бессменного пер-
вого заместителя ОКБ-1 академика В.П. Мишина [23] идея отказаться
от создания ракеты Р-3 в пользу создания МБР возникла у проектан-
тов отдела № 3, сразу же была оценена и поддержана им, и ему долго
пришлось убеждать Сергея Павловича в необходимости этого шага,
даже выходя на вышестоящие инстанции. Это очень наглядный при-
мер, иллюстрирующий один из методов руководства С.П. Королева.
Он никогда не охлаждал энтузиазм молодых коллег, хотя часто видел,
что предлагаемые ими решения, которые они считали открытиями и
изобретениями, давно уже возникли в практике ГИРД, РНИИ, Норд-
хаузена, а нередко содержались в трудах К.Э. Циолковского и других
теоретиков ракетной техники и, конечно, приходили в голову самому
Королеву. Так, еще в эскизном проекте Р-3 он отмечал, что «затраты
и весь комплекс технических мероприятий, необходимые для дости-
жения дальности 3000 км, столь велики, что недопустимым было бы
отрывать эти работы от перспектив дальнейшего развития». Поэтому
в качестве следующего этапа, могущего решить значительно б ´ольшие
задачи, была намечена дальность полета порядка 8000 км с увели-
ченной массой полезного груза» [1], и что «наиболее преспективным
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4 79
1...,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17 19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,...45
Powered by FlippingBook