решением для дальности полета до 8000 км может являться схема со-
ставной ракеты «пакет», разработанная К.Э. Циолковском (сам Циол-
ковский называл свою схему «Эскадрой ракет», а термин «пакет» ввел
М.К. Тихонравов при исследованиях этой схемы в НИИ-4 по задани-
ям С.П. Королева в 1947–1950 гг. [23], — прим. автора). Следует от-
метить, что значительным преимуществом составных ракет по схеме
«пакет» является возможность использования существующей матери-
альной части и производственной базы» [1]. Естественно, что спустя
4 года, когда уже была разработана ракета Р-5, С.П. Королев тем более
учитывал эту возможность.
Но одно дело высказать идею, другое — ее реализовать. С.П. Коро-
лев знал, что каждый творческий работник с особым рвением добива-
ется реализации возникших у него в процессе работы, а не спущенных
сверху идей, поэтому требовал от молодежи максимально глубокого
исследования и наиболее убедительной аргументации каждой новой
идеи, полезность которой он видел и к большинству из которых он
же сам и подводил молодых сотрудников, никогда не заботясь о своем
авторстве, ни разу в жизни не оформив ни одной заявки на изобрете-
ние и запретив включать себя в число авторов коллективных заявок.
Зная по опыту, что вышестоящие руководители, ревниво относящие-
ся к явному превосходству С.П. Королева как личности, всегда при-
страстно относились к предложениям, исходящим непосредственно
от него, поскольку им всегда казалось, что таких предложений слиш-
ком много и они нарушают нормальное течение жизни, вызывают
необходимость дополнительно что-то делать, решать, беспокоиться и
добиваться. С.П. Королев создал вокруг себя такую обстановку, что
от специалистов отрасли разного уровня шли в верхние инстанции
многочисленные новаторские предложения, которые спускались ему
на исполнение, а он никак не показывая, что имеет к их рождению
какое-то отношение, с готовностью принимал их к реализации. Имен-
но так было и с решением отказаться от ракет Р-3 и сразу же перейти,
используя опыт создания ракет Р-5, к созданию Р-7, а затем и к зна-
менитой «записке М.К. Тихонравова», обосновавшей в 1954 г. возмож-
ность запуска искусственного спутника Земли и дальнейшие шаги по
исследованию космического пространства [23], в которой были скон-
центрированы мысли всех энтузиастов космонавтики, работавших в
отрасли в то время.
Эскизный проект МБР по теме Т-1 был почти подготовлен, когда
в октябре 1953 года по результатам работ предприятий Министерства
среднего машиностроения по созданию термоядерного заряда массу
полезного груза ракеты потребовалось увеличить почти вдвое, что по-
ставило перед разработчиками МБР новые трудности, для преодоле-
ния которых пришлось идти еще на целый ряд принципиально новых
80 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4