исследования в этой области, к которым были привлечены специали-
сты ряда академических и учебных институтов, дали ценные теорети-
ческие результаты, которые сразу же были внедрены в практику.
В частности, внутри бака окислителя блока А были установлены
специальные перегородки, ограничивающие колебания массы жидкого
кислорода на участке работы двигателя второй ступени. Аппаратура
системы управления ракеты была рассчитана и настроена так, что
должна была улавливать, учитывать и гасить все отклонения в ха-
рактеристиках работы двигательных установок и других агрегатов и
систем всех блоков. И все это при условии выполнения главной задачи
системы управления: обеспечить заданную, исключительно высокую
для того времени точность полета ракеты по траектории, требования к
которой для МБР были гораздо выше, чем для одноступенчатых ракет
дальнего действия.
Достаточно вспомнить, что если отличие конечной скорости раке-
ты от расчетного значения составит всего 0,7 м/с (т.е. 0,01% ее полной
величины) или ракета отклонится от плоскости стрельбы только на 4
угловые минуты, то ее промах мимо цели составит 7 км. Поэтому для
ракеты Р-7 были разработаны новые гироскопические приборы, обес-
печивающие стабилизацию ракеты по тангажу, рысканию и крену, и
интеграторы кажущейся скорости, имевшие исключительную, ранее
недостигавшуюся точность.
Но этого оказалось недостаточно, и для повышения точности по-
лета использовались и радиотехнические системы. У разработчиков
таких систем так же, как и у конструкторов системы телеизмерений
при создании аппаратуры для МБР, было немало своих специфических
трудностей, таких как обеспечение надежной передачи радиосигналов
на борт и с борта ракеты в условиях мощного экранирующего действия
реактивных струй, истекающих из двигателей, которые представляли
собой не что иное, как скоростные потоки плазмы со всей присущей
им помехообразующей способностью.
Для полноты картины следует отметить, что условия работы для
приборов на борту ракеты, например, в отношении вибраций в точке
крепления приборов и действующих на них в полете перегрузок, го-
раздо суровее, чем для подобных приборов на флоте или в авиации, а
требования к надежности гораздо выше. Поэтому ряд наиболее важ-
ных элементов системы управления был задублирован и даже более.
Но вернемся к самой ракете. Ведь мы еще ничего не сказали о со-
вершенстве ее аэродинамической схемы, которая явилась результатом
огромных по размаху теоретических и экспериментальных работ боль-
ших научных коллективов, прежде всего головного НИИ-88, а также
внесших свой вклад ученых ЦАГИ и НИИ-1 (бывшего РНИИ). Оте-
чественная аэродинамическая школа, всегда занимавшая передовые
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4 95