Сергей Павлович Королев - основоположник практической космонавтики - page 35

позиции в мире, оказалась и здесь на высоте и обеспечила конструк-
торов ракеты необходимыми рекомендациями, позволившими решить
сложнейшие аэродинамические и газодинамические проблемы, свя-
занные, в частности, с интерференцией потоков обтекания боковых
и центрального блоков и истекающих из них реактивных струй, вы-
зывающих чрезвычайно сложную картину распределения давлений в
донной части ракеты; связанные со снижением общего аэродинамиче-
ского сопротивления ракеты, с аэродинамическим нагревом головной
части ракеты при ее возвращении в плотные слои атмосферы. Не ме-
нее сложные проблемы, чем у аэродинамиков, пришлось решать проч-
нистам, баллистикам, материаловедам, технологам и многим другим
специалистам, связанным с созданием ракеты Р-7, ракеты-носителя
«Спутник» и всего первого ракетно-космического комплекса.
Самые сложные испытания поджидали ракету в конце работы дви-
гателей первой ступени, когда она достигала скорости 3200 м/с и вы-
соты около 50 км. В силу сложности схемы ракеты, схема разделения
ее ступеней тоже была самой сложной, но в то же время самой ориги-
нальной и самой экономичной с точки зрения затрат массы и энергии
во всей истории ракетной техники. Система разделения пакета была
удивительной по красоте замысла, воплощению и по красоте карти-
ны, которая представлялась взорам наблюдателей в этот ответствен-
ный момент полета. Когда запас топлива в боковых ракетных блоках
подходил к концу, подавалась команда на выключение их двигателей
и на разрыв нижних связей между блоками.
Опустевшие боковые блоки под действием остаточной тяги их дви-
гателей начинали отходить от центрального блока, вращаясь вокруг
шаровых опор, находившихся в месте упора их передних концов в
силовой пояс кислородного бака центрального блока. При повороте
на определенный угол передние опоры выходили из зацепления. В
этот момент в верхних частях боковушек открывались клапаны. На-
копившиеся в их кислородных баках газы наддува истекали через
специальные сопла наружу, и сила реакции этого истечения отбрасы-
вала боковые блоки далеко от центрального, продолжавшего работать
в качестве второй ступени ракеты до достижения космической скоро-
сти. После выхода на орбиту подавалась команда на разрыв болтов,
которыми крепился в носовой части ракеты ее головной обтекатель,
защищавший спутник от аэродинамических нагрузок на участке выве-
дения. Под действием пружинного толкателя обтекатель отбрасывался
от ракеты и освобождал спутник.
Первый и третий спутники также отделялись от ракеты, для чего
использовались пневмотолкатели. На случай их отказа были устано-
влены дополнительные пиротехнические устройства отделения спут-
ников. Чтобы гарантировать спутник от столкновения с центральным
96 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4
1...,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34 36,37,38,39,40,41,42,43,44,...45
Powered by FlippingBook