приходится запасать на борту ракеты несколько килограммов окисли-
теля.
Источников энергии, которые бы кардинально решали проблему
достижения космических скоростей, техника еще не создала. Как из-
вестно из формулы Циолковского, максимальную скорость ракеты
определяют по произведению двух показателей: энергетического —
скорости истечения струи из двигателя ракеты, и массового — лога-
рифма отношения конечной и начальной масс ракеты. Хотя из фор-
мулы Циолковского следует, что наиболее простым путем совершен-
ствования ракетных аппаратов является совершенствование их энерге-
тики, поскольку конечная скорость прямо пропорциональна скорости
истечения, тем не менее, несмотря на то, что современные ЖРД до-
ведены до совершенства и работают при огромных внутрикамерных
давлениях в крайне напряженных термических условиях (перепады
температур внутри них достигают 3000 K и более), скорость истече-
ния у двигателя ракеты «Восток» была лишь в 1,5 раза больше, чем
у ЖРД предвоенных и военных лет. И если бы основной прогресс ра-
кетной техники сводился только к совершенствованию ракетного дви-
гателестроения, то людям еще бы не удалось даже запустить первый
спутник и самые совершенные ракеты смогли бы достичь скорости
только порядка 4000 м/с. Ракетостроение же создает ракеты, имеющие
характеристические скорости больше 16000 м/с. Такую скорость, на-
пример, имела ракетная система, включавшая ракету-носитель «Про-
тон», космический блок Д и АМС «Луна-16», обеспечившая доставку
на Землю образцов лунного грунта. Из этого примера четко видно, ка-
кую большую роль для совершенства ракетных систем сегодня играют
массовое совершенство конструкции, тщательный выбор принципи-
альной компоновочной и конструктивно-силовой схем транспортной
космической системы. В этом советские ракетчики задали тон мирово-
му ракетостроению. Коллектив, руководимый С.П. Королевым, произ-
вел революционный переворот в современном ракетостроении, создав
первую в мире мощную многоступенчатую ракету-носитель, которая
и по сей день, уже около 50 лет, в виде многих модификаций надежно
служит космонавтике, успешно конкурируя в решении ряда задач со
многими, созданными позднее, более совершенными отечественными
и зарубежными ракетно-космическими транспортными системами.
Первая советская ракета-носитель была качественным скачком в
развитии ракетно-космической техники, у нее не было никаких, хо-
тя бы экспериментальных, прототипов. Она была подлинным прыж-
ком в неизвестность и именно поэтому позволила вырвать у природы
так много сокровенных тайн. И можно утверждать, что все дальней-
шее развитие современной ракетно-космической техники есть только
количественное движение по пути, проложенному под руководством
С.П. Королева.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4 85