невыполнимых условий. Все это требует усилий огромного количества
высококвалифицированных ученых, инженеров, техников и рабочих,
требует очень больших затрат и большого времени, требует особого
отношения к труду у всей армии ракетостроителей. Ведь проблема
надежности в ракетно-космической технике стоит гораздо острее, чем
в большинстве других видов техники, и ошибка одного исполнителя
может свести на нет усилия многих больших коллективов.
Кроме того, необходимо отметить, что ракетная техника — это тех-
ника гигантских машин и сооружений. Ведь ракеты — это самые круп-
ные современные летательные аппараты. По своим габаритам они со-
измеримы с гигантскими дирижаблями прошлого, а по стартовому
весу на порядок превосходят их. Поэтому корпуса для сборки и пред-
стартовых испытаний ракет — самые крупные на Земле здания; самые
крупные колесные и гусеничные транспортные машины — это ракето-
возы, самые мощные подъемные машины — это установщики ракет.
Несомненно, что со временем экспедиционные межпланетные ракеты
превзойдут по размерам и массе крупнейшие океанские корабли. В то
же время ракетно-космическая техника — это микротехника, требую-
щая максимальной степени миниатюризации аппаратуры и создания
микроракетных двигателей и других крошечных, но в то же время
очень сложных узлов и агрегатов. А проблемы создания как макро, так
и микротехники говорят сами за себя, даже когда они не усугубляют-
ся теми высокими требованиями по надежности и точности действия,
которые характерны для космического ракетостроения. О трудностях,
стоявших на пути развития советской и мировой ракетно-космической
техники, можно написать очень много. С тем большей гордостью мы
вспоминаем сегодня, что все эти трудности впервые были преодоле-
ны отечественной ракетно-космической наукой и техникой еще 49 лет
тому назад, при создании первого ракетно-космического комплекса
«Спутник».
В состав первого в истории ракетно-космического комплекса вхо-
дила космическая ракета «Спутник» и созданные для ее подготовки к
полету и пуску наземные системы и сооружения космодрома Байко-
нур. Сама же космическая ракета состояла из ракеты-носителя, осно-
вой которой была МБР Р-7, и установленного в ее головной части под
коническим обтекателем космического аппарата — первого, а затем
второго и третьего искусственного спутника Земли. Хотя в 1957 г. мир
был поражен именно фактом запуска первых искусственных небес-
ных тел и основное внимание людей во всем мире было приковано
именно к спутникам, все-таки настоящим «героем дня» была ракета-
носитель. Ведь в конструкции и первого, и второго, и даже третьего,
уже очень сложного, спутника не было ничего такого, чего промыш-
ленность не могла бы создать, скажем, на шесть или даже на десять
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4 87