диаметры даже у боковых и центральных блоков. Преемственность,
правда, сохранилась в конструктивно-силовой схеме каждого блока,
имевшего конструкцию, подобную той, которая была осуществлена
на ракете Р-5. Основную часть корпуса ракетного блока составлял
несущий сварной топливный отсек монококонной конструкции, вы-
полненный из алюминиево-магниевого сплава. Он состоял из двух
основных баков: верхнего — кислородного и нижнего — керосинового.
Под топливным отсеком располагался каркасный клепаный хвостовой
отсек из дюралюминия, в котором размещались двигательная уста-
новка, состоявшая из четырехкамерного ЖРД с турбонасосным агре-
гатом, и два дополнительных бака торовой формы: в один заправлял-
ся жидкий азот, который, испаряясь, обеспечивал давление наддува в
баках, во второй — перекись водорода, в результате разложения кото-
рой в газогенераторе двигателя вырабатывался высокотемпературный
газ, приводивший в действие турбину турбонасосного агрегата (ТНА),
вращавшую центробежные насосы жидкого кислорода, керосина, пе-
рекиси водорода и жидкого азота.
Боковые блоки, или «боковушки», имели в вершине усиленные на-
конечники, оканчивавшиеся шаровыми опорами, которыми они упи-
рались в силовой пояс центрального блока, фактически неся его в
полете на себе, поскольку при приблизительно равной тяге двигате-
лей всех блоков, начальная масса центрального блока была примерно
вдвое больше массы каждого из боковых блоков, и к концу работы
первой ступени это соотношение еще больше возрастало.
Так что пока работали двигатели, их тяга все время с огромным
усилием прижимала вершины боковых блоков к центральному, и до-
полнительные связи между ними, расположенные в районе хвостового
отсека, были рассчитаны только на сравнительно небольшие нагрузки,
возникавшие при транспортировке и установке на старт собранного
пакета на космодроме и при полете ракеты под углом атаки, больш´ая
величина которого не допускалась системой управления.
Столь совершенная силовая схема, при которой не требовалось
большой прочности связи между ступенями и тяга двигателей пер-
вой ступени минимально нагружала конструкцию второй ступени, не
достигалась больше ни у какой другой из ракет-носителей за всю
последующую историю их развития. Усиленные титановые наконеч-
ники боковушек, в которые входили концы силовых опорных ферм
стартового сооружения, служили и для восприятия и для передачи на
силовой пояс центрального блока усилий от концов отбрасываемых
ферм стартового сооружения, на которых висела ракета до момента,
когда тяга ее двигателей начинала превышать стартовый вес ракеты.
Центральный блок ракеты имел гораздо б´ольшую длину, чем боко-
вые блоки. Его нижняя цилиндрическая часть, занятая баком горючего,
92 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4