вес ракеты примерно на 10%. Главная трудность, не дававшая раньше
осуществить этот заманчивый способ, состояла в разработке конструк-
ции подвижного узла сопряжения топливных трубопроводов высокого
давления, обеспечивавшей его полную герметичность.
Еще одним новшеством, осуществленным на Р-7, в развитие при-
мененной на Р-5 системы опорожнения баков (СОБ) была система од-
новременного опорожнения баков и синхронизации работы двигатель-
ных установок (СОБИС). Количество окислителя и горючего, заправ-
ляемого в баки ракеты, выбирается в строго заданном соотношении из
условий получения максимального удельного импульса с учетом тре-
буемого времени работы двигателя. Поскольку реальное соотношение
подачи окислителя и горючего в двигатель в какой-то степени отлича-
ется от теоретического, один из компонентов может израсходоваться
скорее, и тогда ракета не наберет расчетной скорости. Чтобы этого не
случилось, топливо берется с некоторым запасом, который обычно не
расходуется. Этот запас так и называется гарантийными остатками го-
рючего и окислителя и увеличивает конечную массу ракеты, которую
конструкторы всеми силами стремятся снизить. Чем больше расход
топлива через двигатели, чем больше время их работы, и чем больше
число параллельно работающих ракетных блоков, тем больше относи-
тельная величина гарантийных остатков, которые, кроме того, зависят
и от ряда других возмущающих факторов, например от отклонения тя-
ги двигателя от расчетной величины. И если у одноступенчатых ракет
гарантийные запасы были достаточно небольшими, чтобы не прини-
мать особых мер для борьбы с ними, то у МБР они вырастали до явно
неприемлемых размеров, съедая многие сотни километров расчетной
дальности полета. А у ракеты Р-7, на первой ступени которой рабо-
тало 5 отдельных двигательных установок, нужно было обеспечить
синхронизацию не только расхода компонентов из баков окислителя и
горючего на каждом блоке, но и на всех блоках между собой. Система
СОБИС и потребовалась, чтобы автоматически с помощью специаль-
ных датчиков определять текущий уровень компонентов топлива во
всех десяти баках ракеты и подавать в систему управления двига-
тельными установками сигналы, которые синхронизируют их работу.
Теория работы такой системы и принципы ее проектирования были
разработаны под руководством академика Б.Н. Петрова.
В самой конструкции ракетных блоков от принципа преемствен-
ности пришлось отказаться. У одноступенчатых ракет Королева Р-1,
Р-2 и Р-5, для того чтобы использовать при изготовлении их корпусов
по возможности одно и то же технологической обррудование: стапе-
ли, сварочные машины, подъемно-транспортные агрегаты — диаметр
их корпусов сохранялся одним и тем же. Здесь же из условия дости-
жения наилучшей компоновки ракеты пришлось перейти на разные
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4 91