имела меньший диаметр, чем у боковых блоков, а верхняя часть, заня-
тая баком окислителя, сначала расширялась, достигая максимального
диаметра в районе силового пояса, а затем слегка сужалась. Сверху
над баками располагался приборный отсек, в котором находилась ап-
паратура системы управления, а над ним устанавливалась коническая
головная часть с полезным грузом.
При выведении первых спутников на орбиту, не нужна была столь
высокая точность управления, как для межконтинентальной боевой
ракеты, поэтому аппаратуры ракеты-носителя «Спутник» было суще-
ственно меньше. Для ее размещения не требовалось специального
приборного отсека. Отказ от него позволил увеличить массу полез-
ного груза, выводимого этой двухступенчатой ракетой на орбиту, до
1350 кг при стартовой массе около 270 т и суммарной тяге двигателей
первой ступени около 400 тс [25].
Для того чтобы обеспечить симметричную в плане относительно
продольной оси компоновку всего пакета, центральный блок был сим-
метричным, а боковые блоки асимметричными. У центрального блока
было четыре управляющих двигателя, расположенных в плоскостях
стабилизации, а у боковых блоков по два управляющих двигателя,
смещенных к наружной части пакета и расположенных симметрично
относительно его плоскостей стабилизации.
Для усиления эффективности органов управления в районе про-
хождения максимальных скоростных напоров на боковых блоках было
установлено по одному воздушному рулю треугольной формы, непо-
средственно в плоскостях стабилизации пакета. Поскольку от ракет-
ной струи в стороку донного среза ракеты шел очень большой поток
лучистой энергии, те участки хвостового отсека, на которые он воз-
действовал наиболее интенсивно, были покрыты стальными листами
огневой защиты с высоким коэффициентом отражения.
Двигатели боковых блоков РД-107 и центрального блока РД-108,
разработанные ОКБ-456 (ныне НПО «Энергомаш») под руководством
В.П. Глушко, были одними из самых мощных и совершенных ЖРД
своего времени. Их тягу превышали только ЖРД ускорителей меж-
континентальной крылатой ракеты (МКР) «Буря», но те работали на
менее калорийном высококипящем топливе. Двигательная установ-
ка первой космической ракеты-носителя «Спутник» по ее сложности
(32 камеры, 5 ТНА с двумя основными и двумя вспомогательными
насосами, а также мультипликаторами и дополнительными противо-
кавитационными крыльчатками и шнеками, 5 газогенераторов и испа-
рителей, множество электрических, пневматических и пиротехниче-
ских элементов автоматики управления и регулирования и, наконец,
32 пиротехнических устройства зажигания, вводимых в камеры ЖРД
со стороны сопел) также была единственной и неповторимой во всей
предыдущей и дальнейшей истории ракетной техники.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4 93