Сергей Павлович Королев - основоположник практической космонавтики - page 17

С.П. Королева в качестве начальника систем управления и заместите-
ля главного конструктора. Но после назначения директором НИИ-88
М.К. Янгель вступил с ним в конфронтацию, причем не по научно-
техническим вопросам. Это привело его к освобождению в 1953 г. от
должности директора, а затем в 1954 г. к переводу на руководящую
должность в ОКБ-586, созданное на основе СКБ В.С. Будника. Пере-
дача разработки ракет Р-12 в Днепропетровск, как и ракет Р-11 на
Урал, была осуществлена совсем не потому, как любят представлять
днепропетровцы, что «консерватор Королев» не понимал преимуществ
долгохранящихся компонентов, а «новатор Янгель» сразу их оценил и
стал их принципиальным сторонником [22], но потому, что создание
ракет средней и меньшей дальности было для ОКБ-1 уже пройден-
ным этапом. К тому же С.П. Королев был уверен, что с этой задачей
справится В.С. Будник.
Результаты темы Н-3 «Исследование перспектив создания РДД раз-
личных типов с дальностью полета 5000–10000 км и массой боевой ча-
сти 1–10 т», защищенные С.П. Королевым на заседаниях президиума
научно-технического и ученого советов НИИ-88 27 декабря 1951 года
по баллистическим [1] и 6 января 1952 г. по крылатым составным меж-
контитентальным ракетам [1], показали, что при современном уровне
техники существует реальная возможность создания в приемлемые
сроки двухступенчатой МБР с ЖРД на топливе кислород–керосин и
двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты (МКР) с пер-
вой баллистической ступенью на высококипящих компонентах и вто-
рой крылатой ступенью с прямоточным воздушно-реактивным двига-
телем. Принципы создания МБР С.П. Королев рассчитывал отработать
на ракете Р-3А, превратившейся в ракету Р-5, а для отработки принци-
пов создания МКР начал разработку ЭКР (экспериментальной крыла-
той ракеты) с Р-11 в качестве первой ступени и новой второй крыла-
той ступенью с ПВРД конструкции М.М. Бондарюка [18]. Всесторон-
няя экспертиза результатов проектных проработок и их обсуждение в
НИИ-88, на коллегии Министерства вооружения, в Совете Министров
СССР и ЦК КПСС привели к решению разрабатывать проекты меж-
континентальных ракет и в баллистическом, и в крылатом вариантах,
только весь задел по последнему было решено передать из НИИ-88
в авиационную промышленность. На смену темам Н пришли техни-
ческие темы: Т-1 — разработка МБР, головная организация — ОКБ-1
НИИ-88, и тема Т-2 — разработка МКР, порученная НИИ-1 МАП и
ОКБ С.А. Лавочкина и В.М. Мясищева, в которые из ОКБ-1 были пе-
реданы все материалы по ЭКР, а также специалисты, занимавшиеся
крылатыми ракетами и проблемами астронавигации.
«Машина века» Р-7 — основа освоения космоса.
Исследования
по проекту Т-1, проводившиеся с учетом разработки ракеты Р-3, по-
казали, что хотя в целом задача создания межконтинентальной раке-
ты гораздо более сложная, чем задача создания ракеты с дальностью
78 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4
1...,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16 18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,...45
Powered by FlippingBook