Лишь 24 года спустя в США и 32 года спустя в СССР появился
качественно новый вид транспортно-космической техники — многора-
зовые (в значительной степени) космические транспортные системы
«Спейс Шаттл» и «Энергия–Буран» с использованием крылатой орби-
тальной ступени — космического самолета.
Сегодня, когда достижения ракетно-космической техники стали
привычным делом, можно задаться вопросом, неужели К.Э. Циолков-
ский был не прав, говоря о безмерной трудности работ в области
ракетно-космической техники [24]? Может быть, он просто сгу-
щал краски, а все оказалось гораздо проще? Нет, каждый, кто до-
статочно хорошо знаком с основными организационными, научно-
техническими и производственно-технологическими, испытательны-
ми и эксплуатационными проблемами, которые пришлось преодолеть
ракетостроению за эти годы. может подтвердить, что и этот прог-
ноз К.Э. Циолковского был удивительно точен: трудности в создании
ракетно-космической техники были столь громадными, что их невоз-
можно переоценить.
Достаточно сказать, что обычные рабочие режимы и условия рабо-
ты ракетно-космической техники характеризуются такими экстремаль-
ными значениями параметров, с которыми практически не сталкивает-
ся никакой другой вид техники или же там они достигаются лишь как
исключение, крайне редко и на самые краткие промежутки времени.
Причем, нужно отметить, что ракетостроение (в том числе и космиче-
ское) пользуется не какими-то «чудесными сплавами» и «волшебными
топливами», а обычными для современного машиностроения сталями,
стеклопластиками, алюминиево-магниевыми и титановыми сплавами,
обычными керосином и кислородом, водородом, азотом и гелием. Ко-
нечно, используются все последние достижения и металлургии, и хи-
мической промышленности, большинство из которых, собственно, и
вызваны потребностями ракетной техники, ее специфическими основ-
ными задачами. Но все эти достижения не настолько существенны,
чтобы значительно облегчить решение проблем, стоявших на пути
развития ракетно-космической техники. Нет и не предвидится пока
сплавов, имеющих прочность в несколько раз выше, чем у применяе-
мых в настоящее время конструкционных материалов, или способных
устойчиво работать при температурах хотя бы порядка 3500 K. Нет хи-
мических топлив, которые дают удельный импульс хотя бы в 500, не
говоря уже о 600, 800, 1000 единиц. Только такие вещества можно бы-
ло бы назвать чудесными, а пока их нет, создателям ракет приходится
исходить из обычных промышленных сортаментов на материалы, про-
водить сложнейшие научно-исследовательские теоретические и экспе-
риментальные работы, разрабатывать уникальные конструкции, нахо-
дить обходные пути, которые приводят к выполнению, казалось бы,
86 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4