Рис
. 5.
Пятно контакта при взаимодействии
витков винта и ролика с учетом взаимо
-
действия шероховатых поверхностей в двух
проекциях
взаимодействия витка
-
ци
-
линдра винта с витком
-
цилиндром ролика с радиу
-
сами
R
рц
1
и
R
рц
3
получались
дополнительные участки пят
-
на контакта
(
прямоугольные
полоски
а
–
е
,
см
.
рис
. 4),
для
которых подбирались огиба
-
ющие линии
2–1–6
и
3–4–5
.
Эти линии лучше всего ап
-
проксимируются уравнением
эллипса
.
Кроме того
,
считаем
,
что дополнительные участ
-
ки площадки контакта распо
-
ложены в одной плоскости с
основной частью площадки
контакта
.
Действительная площадь
пятна контакта с учетом вза
-
имодействия шероховатых
слоев сопрягаемых витков еще больше
,
и в соответствии с принятыми
допущениями это пятно показано штрих
-
пунктирной кривой на рис
. 5.
Для сравнения на этом же рисунке сплошной кривой показано пятно
контакта витков с гладким профилем
.
Точно так же увеличивается первоначальное пятно контакта при со
-
пряжении витков роликов и гайки
.
Разница состоит только в том
,
что
данное пятно контакта является неплоским
,
хотя выполненные расчеты
показали
,
что отклонение пространственного пятна контакта от плос
-
кого пятна при малых его размерах является очень незначительным
.
Размеры площадок контакта между сопрягаемыми витками деталей
ПРВП определяются по программам с помощью ЭВМ
.
Определение контактного давления между сопрягаемыми витками
деталей ПРВП
.
Сопряжение витков винта и ролика с гладкими профи
-
лями преобразовано во внешний контакт цилиндров с параллельными
осями
,
поэтому контактное давление на основной части площадки кон
-
такта определяется по известной формуле Герца с наибольшим значе
-
нием
[7]:
p
врц
= 0
,
418
s
F
врц
E
(
R
вц
+
R
рц
)
L
прям
R
вц
R
рц
.
(15)
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. "
Машиностроение
". 2003.
№
3 83