конечное положение гайки
,
которое зависит от зазоров
W
ВРК
[
I, J
]
и
W
РГК
[
I, J
]
.
Разработка пространственной физической модели ПРВП
.
ПРВП
состоит из винта
,
n
роликов
,
каждый из которых теоретически
N
p
вит
-
ками взаимодействует с витками винта и таким же количеством витков
—
с витками гайки
.
Чаще всего число роликов равно
10,
а количество
витков равно нескольким десяткам
.
Таким образом
,
теоретически сила
с гайки на ролики передается через
(
nN
p
)
пятен контакта
.
Через пят
-
на контакта в таком же числе сила передается с роликов на винт
.
Сле
-
довательно
,
конструкция имеет многочисленные избыточные связи и
пространственное нагружение всех деталей
.
Учет шероховатости контактирующих поверхностей сопрягае
-
мых витков
.
Был выполнен обзор литературных данных
,
разработан
и проведен эксперимент по построению графической зависимости ве
-
личины осадки гайки от рабочей нагрузки для ПРВП с тремя роли
-
ками
.
Затем начальный участок кривой жесткости аппроксимировал
-
ся степенной зависимостью
.
Почти все зависимости
,
предложенные
в литературных источниках
,
очень плохо описывали эксперименты
.
Объясняется это тем
,
что площадь контакта сопрягаемых витков винта
и ролика
,
также как и площадь контакта ролика и гайки составляет
не больше
0
,
1
. . .
0
,
2
мм
2
,
т
.
е
.
контактная площадь очень мала
,
и такие
случаи в литературе не описаны
.
Например
,
в книге
[4]
рассматрива
-
ются детали с малыми плоскими номинальными площадями контакта
(
менее
100
. . .
150
см
2
),
что в десятки тысяч раз больше
,
чем площадь
контакта сопрягаемых витков деталей ПРВП
.
Результаты эксперимента показали
,
что жесткость самого шерохо
-
ватого слоя очень низкая
.
Это объясняется тем
,
что при малой площади
контакта протяженность площадки контакта составляет
100
. . .
400
мкм
,
а расстояния между вершинами микронеровностей
,
как показали ре
-
зультаты метрологических измерений
,
равны
20
. . .
40
мкм
.
Таким обра
-
зом
,
вероятность взаимодействия вершин микронеровностей сопряга
-
емых витков очень мала
,
и происходит в большей мере проникновение
вершин микронеровностей одной поверхности во впадины сопрягае
-
мой поверхности
.
Поэтому в настоящей работе предлагается модель
взаимодействия сопрягаемых витков
1
и
2
,
которая показана на рис
. 2.
Профиль каждого витка условно делится на гладкий
(
см
.
рис
. 2,
а
,
сплошные линии
)
и профиль шероховатого слоя
(
штриховые линии
).
При этом
h
1
и
h
2
—
толщины шероховатых слоев витков
1
и
2
.
Упругий
контакт
(
сближение
W
,
мкм
)
сопрягаемых витков происходит последо
-
вательно
.
Сначала сближаются только шероховатые слои сопрягаемых
витков толщиной
h
1
и
h
2
(
см
.
рис
. 2,
б
),
при этом витки
,
ограниченные
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. "
Машиностроение
". 2003.
№
3 77