Постановка задачи
,
допущения
.
Рассмотрим передачи с цельной
гайкой
[3,
с
. 314,
см
.
рис
. 15.6],
для которых без учета динамических
эффектов определяется погрешность
δ
деф
(
см
.
формулу
(1)).
При этом
данную погрешность можно разложить следующим образом
:
δ
деф
=
δ
деф
.
в
+
δ
деф
.
г
;
(2)
здесь
δ
деф
.
в
—
упругое растяжение или сжатие винта как стержня
,
мкм
;
δ
деф
.
г
—
перемещения гайки
,
роликов и части винта
,
расположенной в
пределах гайки
,
под действием силы
,
мкм
;
δ
деф
.
в
= 1000
F
г
Σ
Z
гн
A
в
E
,
(3)
где
F
г
Σ
—
осевая сила на гайке
,
Н
;
Z
гн
—
длина винта от фиксирующего
его в осевом направлении опорного узла до ближайшего торца гайки
,
мм
;
А
в
—
площадь поперечного сечения винта по внутреннему диа
-
метру резьбы
,
мм
;
Е
—
модуль упругости материала винта
—
стали
,
МПа
.
Погрешность
δ
деф
.
г
включает в себя
:
осевые перемещения винта и
роликов как стержней
,
а гайки
—
как кольца
;
изгибные перемещения
сопрягаемых витков винта и роликов
,
роликов и гайки
;
контактные пе
-
ремещения сопрягаемых витков винта и роликов
,
роликов и гайки с уче
-
том шероховатости их поверхностей
.
Расчеты показали
,
что изгибные перемещения сопрягаемых витков
значительно меньше контактных
,
так как изгибная жесткость низких
витков резьбы
,
угол профиля которой составляет
90
◦
,
очень велика
.
По
-
этому изгибные перемещения не рассматриваются
.
Для определения
δ
деф
.
г
считаем
,
что гайка находится в произволь
-
ном начальном положении без нагрузки
.
Затем к гайке прикладывается
сила и она перемещается в конечное положение
.
Отсюда погрешность
δ
деф
.
г
можно рассматривать как линейное
,
осевое перемещение
(
осад
-
ку
)
гайки ПРВП относительно винта из начального в конечное положе
-
ние от действия силы
.
Начальное положение гайки на винте определяется с учетом по
-
грешностей изготовления резьбы винта
,
роликов и гайки по шагу
(
см
.
формулу
(1)
и рис
. 1).
При отсутствии нагрузки на гайке в начальном
положении каждый ролик только одним витком взаимодействует с со
-
прягаемым витком
,
а между остальными сопрягаемыми витками этих
деталей имеются зазоры
,
которые являются начальными для данного
исследования
.
На роликах в осевом направлении фиксируется гайка
,
для чего в пространстве вдоль оси винта нужны три связи
,
поэтому три
разных ролика
,
каждый одним витком
,
взаимодействуют с сопрягаемы
-
ми витками гайки
.
Между остальными витками этих трех роликов
,
а
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. "
Машиностроение
". 2003.
№
3 75