Сергей Павлович Королев - основоположник практической космонавтики - page 39

их амплитуда нарастала, и не рассчитанные на возникавшие при этом
огромные динамические усилия связи между блоками разрывались.
Понять причину явления было непросто, но после выяснения ее при
активном участии профессора МВТУ В.И. Феодосьева, причина была
устранена раз и навсегда. Проще всего было бы усилить узлы связей
между блоками, но это требовало таких весовых затрат, которые резко
снижали грузоподъемность ракеты и сводили на нет ее конструктивное
совершенство.
И тогда коллективом НИИ-1 под научным руководством М.В. Кел-
дыша, участвовавшим и внесшим основной вклад в анализ явления,
было предложено и остроумное решение борьбы с ним — установка на
топливных магистралях специальных устройств, демпфирующих ко-
лебания. Разработанная в дальнейшем академиком К.С. Колесниковым
теория колебаний и динамики ракет позволила заранее рассчитывать
параметры ожидаемых колебаний и подбирать такие характеристики
демпферов, которые обеспечивали их гашение в зародыше. В резуль-
тате к тому времени, как РН «Восток» стали использовать для вы-
ведения на орбиту космических кораблей-спутников, сюрпризов от
колебательных процессов в ее системе уже не опасались. Это было
особенно важно в связи с приближением к решению главной задачи:
живому человеку «взлететь за атмосферу и сделаться спутником Зем-
ли», которую, назвав ее «первым великим шагом человечества» [24],
поставил К.Э. Циолковский и к решению которой целенаправленно
шел всю жизнь С.П. Королев.
«Одной из самых главных задач, — писал он в «Правде» в но-
ябре 1960 г. — является осуществление полета человека в космос с
исследовательскими целями. Как бы ни были совершенны приборы и
аппаратура на автоматических станциях, все же ничто не может за-
менить разум пытливого исследователя, способного познать, проана-
лизировать и обобщить увиденные им либо записанные с помощью
аппаратуры явления и процессы в космосе и на далеких небесных те-
лах. О полете человека много говорят, пишут, делают прогнозы, но
задача советской науки состоит в том, чтобы обеспечить надежный
полет и безусловно гарантировать возвращение на Землю советского
человека из космического полета» [25]. Поэтому в процессе решения
всех научных, проектно-конструкторских, а также производственно-
технологических, испытательских, эксплуатационных и организаци-
онных проблем, связанных с осуществлением первого в истории по-
лета человека на ракете, особое внимание уделялось обеспечению его
безопасности. По инициативе С.П. Королева были разработаны и при-
няты Советом главных конструкторов «Основные положения для раз-
работки и подготовки космического корабля «Восток» [25] для осу-
ществления первых полетов человека, которыми строго регламенти-
ровались все меры по повышению надежности ракет-носителей и ко-
раблей.
100 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4
1...,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38 40,41,42,43,44,45
Powered by FlippingBook