предложили, вместо одного стационарного, запустить три высокоапо-
гейных синхронных спутника. Сменяя друг друга, они могли обес-
печить круглосуточную связь Москвы с любой точкой северного по-
лушария при условии очень точного выведения спутника сначала на
промежуточную орбиту с перигеем 200 км и апогеем 500 км, лежащим
в Южном полушарии. В точке апогея через 50 мин после выведения
должен был включаться ЖРД четвертой ступени, который увеличи-
вал скорость спутника на 2500 м/с и доводил высоту апогея уже над
Северным полушарием до требуемых 40 тыс. км, что обеспечивало его
радиовидимость там в течение 8–10 ч. Следующие два спутника долж-
ны были запускаться на такую же орбиту через промежутки времени
по 8 ч, чтобы большие оси их орбит оказались бы развернуты от-
носительно друг друга на 120
◦
. Новая ракета-носитель обеспечивала
выполнение всех этих сложных требований при достаточно большой
массе спутника, позволявшей установить на нем не только мощную и
надежную аппаратуру, но и корректирующую двигательную установку
для длительного поддержания исходной орбиты, несмотря на сильное
возмущающее воздействие на нее притяжения Луны и Солнца.
Поскольку спутники «Молния» составили б ´ольшую часть полез-
ных грузов, выводимых четырехступенчатой ракетой-носителем, ей и
было присвоено это же название. Наиболее сложной проблемой ее со-
здания было обеспечение запуска ЖРД четвертой ступени при старте с
промежуточной орбиты в условиях невесомости. Ракетный блок этой
ступени — блок Л — имел конструкцию, подобную блоку Е ракеты
«Восток». Он, как и остальные блоки королевских ракет-носителей,
работал на жидком кислороде и керосине. Поскольку до момента за-
пуска блок должен был находиться более или менее длительное время
(в зависимости от цели полета) в условиях космического простран-
ства, он весь был тщательно окружен надежной теплоизоляцией. А
это потребовало спрятать его вместе с полезным грузом от воздействия
скоростного напора воздуха под головной обтекатель, сбрасываемый
в начале работы второй ступени.
По условиям максимального использования пространства под об-
текателем на блоке были применены баки кольцевой (торовой) фор-
мы, между которыми устанавливались приборы автономной системы
управления полетом ракеты на участках третьей и четвертой ступе-
ней. Блок Л устанавливался на блоке И с помощью переходной фер-
мы, на которой монтировалась система стабилизации ракеты на без-
моторном (пунктирном) участке полета после отделения от третьей
ступени. На этой же ферме были укреплены четыре твердотоплив-
ных ракетных двигателя, обеспечивавших начальную осевую пере-
грузку, необходимую для запуска ЖРД четвертой ступени в услови-
ях невесомости. ЖРД блока Л был разработан двигателистами ОКБ
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4 103