увенчались успехом, но когда руководители государства увидели, что
корол¨евское направление НИИ-88 оправдывает их ожидания, они ре-
шили проблему серийного производства БРДД кардинальным образом,
передав под него в 1951 г. новейший завод-гигант в Днепропетровске,
предназначавшийся для выпуска автомобилей. Для конструкторского
бюро завода С.П. Королев выделил лучших представителей ОКБ-1 во
главе со своим заместителем В.С. Будником. Этот принцип — сделав
самое сложное в создании нового технического направления, превра-
тив идею в проект, а проект — в реальный образец, впервые решающий
практическую задачу, которая вчера еще казалась неразрешимой, вы-
пускать это направление в самостоятельную жизнь, поручив его даль-
нейшее развитие одному из своих талантливых и проявляющих спо-
собности к независимому творчеству последователей, — С.П. Королев
с тех пор проводил неоднократно и с неизменным успехом, При этом
он еще долго опекал выделенное направление и его руководителя, что
способствовало общему росту нашего ракетостроения. Так было и в
Днепропетровске, где Королев провел много дней, вместе с руковод-
ством Министерства вооружений, НИИ-88, завода-586 при присталь-
ном внимании КГБ, осуществляя вместе с В.С. Будником авторское
руководство внедрением Р-1, а через полгода и Р-2 в серийное произ-
водство, сначала путем сборки из узлов и деталей, изготовленных на
заводе № 88, а с конца 1952 г. из узлов собственного изготовления.
Правда, первые два комплекса с Р-1 и Р-2 представляли ценность
в основном как учебные, поскольку стратегических задач решать
не могли, а в качестве оперативно-тактического оружия при подго-
товке к пуску были слишком сложными и уязвимыми. Поэтому в
ОКБ-1 при участии множества смежников продолжались настойчи-
вые исследования новых направлений развития ракетной техники,
проводившиеся в 1950–1951 гг. по трем научным темам. По теме
Н-1 продолжались поиски путей создания стратегической ракеты Р-3.
Трудности при создании кислородно-керосиновых двигателей заста-
вили С.П. Королева оценить, какова максимальная дальность полета
кислородно-спиртовой ракеты, если в ней полностью воплощены
новые конструктивно-компоновочные решения. Так, проект Р-3А пре-
вратился в проект стратегической ракеты Р-5, которая при небольшом
увеличении массы и незначительно форсированном двигателе, по
сравнению с ракетой Р-2, обеспечивала двойное увеличение даль-
ности до 1200 км. В апреле 1953 г. эта рекордная дальность была
получена при летно-конструкторских испытаниях Р-5 на полигоне
Капустин Яр. К этому времени советские физики достигли больших
успехов в разработке ядерных зарядов и появилась возможность их
установки в ракетную головную часть. На основе ракеты Р-5 после
тщательной отработки ее надежности была создана дальняя атомная
76 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4