Теоретики ракетной техники указывали единственный реальный путь
достижения больших дальностей — переход к многоступенчатой кон-
струкции, но результаты исследований показали, что для дальности
3000 км и при переходе на корол¨евскую схему, отличающуюся отде-
ляемой головной частью, несущими разгруженными внутренним над-
дувом баками, бесстабилизаторным хвостовым отсеком, при исполь-
зовании кислородно-керосиновых ЖРД, наддува баков за счет испаре-
ния жидкого газа, а не сжатого воздуха, и при использовании легких
алюминиево-магниевых сплавов вместо стали, одноступенчатая кон-
струкция имеет существенные преимущества перед многоступенчатой
даже по стартовой массе, не говоря уже о сложности новых проблем,
связанных с отделением нижних ступеней и запуском двигателей верх-
них ступеней. Вывод о преимуществе для таких больших дальностей
одноступенчатой схемы, впервые обоснованной в эскизном проекте
Р-3 [1], был принципиальным вкладом в теорию проектирования бал-
листических РДД.
Защита эскизного проекта Р-3 (с дальностью 3000 км, стартовой
массой 72 т, массой полезного груза 3 т), ее системы управления (глав-
ный конструктор Б.М. Коноплев) и двух вариантов ЖРД с тягой 120 т
(главные конструкторы А.И. Полярный и В.П. Глушко) успешно про-
шла 7 декабря 1949 года, и основные силы отрасли были сосредото-
чены на разработке этой машины и ее агрегатов. Для эксперимен-
тальной отработки новых научно-технических решений, заложенных
в этот проект, был разработан технический проект ракеты Р-3А, даль-
ность которой при стартовой массе, как у Р-2, должна была составить
900 км. С созданием ракеты Р-3 С.П. Королев связывал далеко идущие
планы: ведь пакет всего из трех таких ракет обеспечивал достиже-
ние и межконтинентальной дальности и космической скорости. Но
и А.И. Полярный, заложивший в проект ЖРД много перспективных
решений, и В.П. Глушко, попытавшийся создать ЖРД путем масштаб-
ного увеличения двигателя А-4, сорвали сроки выхода на огневые
испытания, и стало ясно, что оба проекта потерпели полную неудачу.
Хотя главные надежды С.П. Королев связывал с созданием раке-
ты Р-3, тем не менее, он понимал, что первоочередными задачами
являются передача созданных ракет в эксплуатацию заказчику, а так-
же организация их серийного производства, что требовало огромного
напряжения сил и главного конструктора, и созданного им в 1950 г.
(на основе третьего отдела) ОКБ-1 НИИ-88 и всех работавших с ним
коллективов смежников. Несмотря на желание скорее получить ра-
кетное оружие, военные ни в чем не отступали от своих высоких
требований к нему, так что комплекс Р-1 удалось сдать на вооружение
только в ноябре 1950 г., а Р-2 — еще через год. Первоначальные попыт-
ки организовать серийное производство Р-1 на уральских заводах не
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4 75