произвести затраты, соизмеримые с вложениями в авиацию и другие
оборонные отрасли, а не относиться к ракетной технике как к вспо-
могательной, призванной помочь решить проблемы других отраслей.
Работа в Германии помогла С.П. Королеву выйти на соответствующие
его возможностям масштабы деятельности, создать большой отряд
единомышленников-энтузиастов ракетостроения и наверстать время,
потерянное в борьбе с государством, ограничивавшимся ранее под-
держкой идей К.Э. Циолковского только на словах. Изменение отно-
шения советского государства к ракетной технике позволило прой-
ти путь от решения о создании государственного ракетного центра
до первого успешного полета РДД, т.е. от Пенемюнде и НИИ-88 до
Фау-2 и Р-1 не за шесть с половиной лет, как в Германии, а менее чем
за два с половиной года. Существенную пользу принесло и то, что
использование немецкого опыта и трофейного оборудования позволи-
ло приблизить уровень производства на артиллерийском заводе № 88
почти к авиационной культуре.
В утилизациии Королевым немецкого опыта очень важно отметить,
что он никак не связал его собственной творческой мысли, как это бы-
ло с другими главными конструкторами. Например, В.Н. Челомей, еще
в 1945 г. воспроизведя конструкцию самолета-снаряда Фау-1 и полу-
чив для ее совершенствования знаменитое ОКБ Н.Н. Поликарпова, в
последующие 6 лет так и не сделал на его основе ни одного образца
крылатой ракеты, пригодного для эксплуатации, и ОКБ у него бы-
ло отобрано. Лишь осмыслив опыт Королева, он нашел новые пу-
ти научно-технического творчества и сумел всерьез конкурировать с
основоположником ракетно-космического машиностроения.
К вершинам ракетостроения — своим путем.
Широко исполь-
зуя творческие возможности ЦАГИ, ЦИАМа, военных и академиче-
ских институтов и вузов, а также все возраставший потенциал науч-
ных подразделений НИИ-88, С.П. Королев как научный руководитель
(хотя и не имевший еще никаких степеней и званий, кроме члена-
корреспондента Академии артиллерийских наук с 1947 г.) разворачива-
ет целую серию межведомственных научно-исследовательских работ,
в которых принимают участие десятки академиков и сотни докторов
и кандидатов разнообразных наук, В 1949 г. это были темы «Иссле-
дование условий работы РДД, их агрегатов и аппаратуры в полете» и
«Исследование принципов и методов проектирования ракет большой
дальности», направленные на обеспечение разработки ракеты Р-3. При
создании этой ракеты требовалось сообщить ее полезному грузу ки-
нетическую энергию, в 30 раз б´ольшую, чем в Р-1, обеспечить вход
головной части в атмосферу при скорости 4500 м/с, при которой кон-
струкция нагревалась до 1500
◦
С. Очень сложными были и проблема
обеспечения требуемой точности полета, и многие другие проблемы.
74 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4