коллектива Газодинамической лаборатории РККА, основу которого со-
ставляли кадровые артиллерийские инженеры, прошедшие фронты и
скептически относящиеся к идее ракетного полета человека, проходи-
ло в жестких дискуссиях по тематике и методологии работ. В резуль-
тате уже в начале 1934 г. С.П. Королев и другие гирдовцы потеряли
свои руководящие должности и многие из них ушли из института. Но
СП, оставшись в РНИИ на рядовой инженерной работе, постепенно
делом, которое у него всегда спорилось, убедил руководство в сво-
ей правоте. Вскоре он стал начальником группы, затем сектора, а в
1936 г. в институте под руководством С.П. Королева как начальника и
главного конструктора был создан новый отдел ракетных летательных
аппаратов.
В предвоенный период в РНИИ (НИИ-3 Наркомата боеприпа-
сов СССР) на уровне экспериментальных образцов была разработана
стройная система ракетного вооружения, включавшая машины всех
основных типов, занявших в 50-е годы постоянное место в армиях
развитых государств. Наряду со знаменитыми ракетными система-
ми залпового огня, созданными под руководством А.Г. Костикова,
в нее входили управляемые ракеты разных классов и ракетный
истребитель-перехватчик, концепцию которого С.П. Королев впервые
выдвинул и обосновал перед специалистами по боевому применению
авиации командного факультета Военно-воздушной академии имени
Н.Е. Жуковского в феврале 1938 г. До стадии летных испытаний Ко-
ролеву тогда удалось довести крылатые ракеты: зенитную — 217 с
пороховым ракетным двигателем и дальнобойную — 212 с ЖРД.
28 февраля, 10 и 19 марта 1940 года совершил успешные полеты
и королевский ракетоплан-лаборатория РП-318-1, который предназна-
чался для получения опыта управления ЖРД в полете, необходимого в
процессе создания ракетных самолетов. По результатам этих полетов
Наркомат авиапромышленности СССР (НКАП) провел весной 1940 г.
совещание главных конструкторов [15], на котором им было рекомен-
довано с учетом достижений НИИ-3 приступить к проектированию
ракетных истребителей, первым из которых стал ближний истреби-
тель БИ конструкции В.Ф. Болховитинова. Но, к сожалению, волна
репрессий 1937–1938 гг. захватила и руководство НИИ-3.
Участие заключенного Королева в развитии ракетной техники в
1939–1940 гг. свелось к тому, что из пересыльных тюрем и с Колымы
он писал Сталину и другим вождям: «Целью и мечтой моей жизни бы-
ло создание впервые для СССР столь мощного оружия, как ракетные
самолеты. Повторяю: значение этих работ исключительно и огром-
но. . . Я могу доказать мою невиновность и хочу продолжать работу
над ракетными самолетами для обороны СССР» [5].
Вклад в победу и освоение трофеев.
Осенью 1940 г. заключенный
Королев был переведен в ЦКБ-29 НКВД СССР, где под руководством
68 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2006. № 4