Системы автоматического управления и регулирования теплоэнергетических установок…
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5
103
А.А. Савастенко, П.П. Ощепков, Р. Чум-Барима (РУДН) представили доклад
«Снижение дымности отработавших газов дизелей применением неорганиче-
ских (водорастворимых) присадок к топливу». До настоящего времени недоста-
точно исследованными являются дешевые металлонеорганические соединения,
которые хорошо растворяются в воде и могут быть использованы в качестве
добавок к нефтяному ДТ. Радикалы (катионы) металлов, содержащиеся в этих
соединениях в небольших количествах (до 0,5 % масс.), не представляют опас-
ности для организма человека (например, в сравнении с лекарственными пре-
паратами, содержащими Ва). Выход этих радикалов с ОГ двигателя и попадание
их в сажевый фильтр и каталитический нейтрализатор может способствовать
процессам дожигания сажи и несгоревших углеводородов топлива. Особенно
это актуально для современных двигателей с системами топливоподачи типа
СR
, в которых дополнительные впрыскивания топлива после верхней мертвой
точки (ВМТ) осуществляются с целью регенерации сажевых фильтров. В работе
рассмотрено несколько видов водных растворов металлонеорганических доба-
вок к ДТ на основе металлов Ва, Са
,
Mg
,
Сu
,
Mn и их влияние на дымность
ОГ дизеля типа 1Ч 8,5/11. Представлены нагрузочные характеристики этого ди-
зеля — зависимости дымности ОГ от концентрации присадки в топливе. На но-
минальном режиме работы дизеля использование этих присадок позволило
снизить выбросы сажи на 40…70 %.
В докладе В.М. Фомина (МАМИ) «Повышение эффективности использова-
ния энергии альтернативного топлива» изложен подход к решению проблемы
эффективного применения энергии альтернативных моторных топлив на ос-
нове их термохимической регенерации с использованием теплоты ОГ. По ре-
зультатам предварительного расчетного анализа предложена концепция нового
способа применения указанных топлив, заключающаяся в том, что на первой
стадии исходное топливо подвергается эндотермическому преобразованию
(конверсии) с использованием для этой цели теплоты, отводимой из рабочего
цикла двигателя. На второй стадии преобразованное топливо сжигается, при
этом высвобождается дополнительная тепловая энергия, накопленная в процес-
се конверсии. В качестве перспективного альтернативного топлива рассмотрен
метиловый спирт (метанол), продуктами конверсии которого являются водород
(примерно 65 % по объему) и оксид углерода. При этом теплота сгорания мета-
нола равна 19
670 кДж/кг, а теплота сгорания газообразных продуктов конвер-
сии метанола — 23
870 кДж/кг, т.е. появляется возможность получения допол-
нительной тепловой энергии, накопленной в процессе конверсии спиртового
топлива и равной 4200 кДж/кг. Реализация предложенной концепции в дизеле
позволила на номинальном режиме повысить на 8 % его КПД по сравнению
с его исходным вариантом (работа без конверсии). Повышение эффективности
исследуемого дизеля обусловлено совокупным влиянием двух факторов: повы-
шением энергетических характеристик конверсированного топлива и улучше-
нием кинетических показателей процесса сгорания, в основном благодаря акти-