Previous Page  8 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 21 Next Page
Page Background

Системы автоматического управления и регулирования теплоэнергетических установок…

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5

103

А.А. Савастенко, П.П. Ощепков, Р. Чум-Барима (РУДН) представили доклад

«Снижение дымности отработавших газов дизелей применением неорганиче-

ских (водорастворимых) присадок к топливу». До настоящего времени недоста-

точно исследованными являются дешевые металлонеорганические соединения,

которые хорошо растворяются в воде и могут быть использованы в качестве

добавок к нефтяному ДТ. Радикалы (катионы) металлов, содержащиеся в этих

соединениях в небольших количествах (до 0,5 % масс.), не представляют опас-

ности для организма человека (например, в сравнении с лекарственными пре-

паратами, содержащими Ва). Выход этих радикалов с ОГ двигателя и попадание

их в сажевый фильтр и каталитический нейтрализатор может способствовать

процессам дожигания сажи и несгоревших углеводородов топлива. Особенно

это актуально для современных двигателей с системами топливоподачи типа

СR

, в которых дополнительные впрыскивания топлива после верхней мертвой

точки (ВМТ) осуществляются с целью регенерации сажевых фильтров. В работе

рассмотрено несколько видов водных растворов металлонеорганических доба-

вок к ДТ на основе металлов Ва, Са

,

Mg

,

Сu

,

Mn и их влияние на дымность

ОГ дизеля типа 1Ч 8,5/11. Представлены нагрузочные характеристики этого ди-

зеля — зависимости дымности ОГ от концентрации присадки в топливе. На но-

минальном режиме работы дизеля использование этих присадок позволило

снизить выбросы сажи на 40…70 %.

В докладе В.М. Фомина (МАМИ) «Повышение эффективности использова-

ния энергии альтернативного топлива» изложен подход к решению проблемы

эффективного применения энергии альтернативных моторных топлив на ос-

нове их термохимической регенерации с использованием теплоты ОГ. По ре-

зультатам предварительного расчетного анализа предложена концепция нового

способа применения указанных топлив, заключающаяся в том, что на первой

стадии исходное топливо подвергается эндотермическому преобразованию

(конверсии) с использованием для этой цели теплоты, отводимой из рабочего

цикла двигателя. На второй стадии преобразованное топливо сжигается, при

этом высвобождается дополнительная тепловая энергия, накопленная в процес-

се конверсии. В качестве перспективного альтернативного топлива рассмотрен

метиловый спирт (метанол), продуктами конверсии которого являются водород

(примерно 65 % по объему) и оксид углерода. При этом теплота сгорания мета-

нола равна 19

670 кДж/кг, а теплота сгорания газообразных продуктов конвер-

сии метанола — 23

870 кДж/кг, т.е. появляется возможность получения допол-

нительной тепловой энергии, накопленной в процессе конверсии спиртового

топлива и равной 4200 кДж/кг. Реализация предложенной концепции в дизеле

позволила на номинальном режиме повысить на 8 % его КПД по сравнению

с его исходным вариантом (работа без конверсии). Повышение эффективности

исследуемого дизеля обусловлено совокупным влиянием двух факторов: повы-

шением энергетических характеристик конверсированного топлива и улучше-

нием кинетических показателей процесса сгорания, в основном благодаря акти-