В.А. Марков, В.И. Шатров
108
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5
нии в начальном его периоде, от общей цикловой подачи, а также не связанные
между собой начала и продолжительности начального и основного периодов
сгорания. Выполненные расчеты транспортного дизеля с системой топливопо-
дачи аккумуляторного типа показали, что значение показателя характера сгора-
ния в его начальный период практически не влияет на индикаторные показате-
ли дизеля и максимальное давление в цилиндре. При этом значение показателя
характера сгорания в его основной период, напротив, существенно влияет на
индикаторные показатели дизеля и максимальное давление в цилиндре. В ре-
зультате расчетных исследований был определен оптимальный закон тепловы-
деления, позволяющий снизить максимальное давление в цилиндре и улучшить
индикаторные показатели форсированного дизеля типа ЧН 15/16.
В докладе В.А. Маркова, Е.Ф. Позднякова, В.И. Шатрова, А.А. Жердева,
Е.М. Стриженова, А.А. Подчуфарова (МГТУ им. Н.Э. Баумана) «Эксперименталь-
ные исследования газодизельного двигателя с адсорбционной системой хранения
природного газа» отмечено, что традиционные системы хранения компримиро-
ванного природного газа имеют существенные недостатки — малую энергоем-
кость и недостаточно высокую безопасность хранения. Показаны преимущества
использования адсорбционных систем аккумулирования природного газа для
ДВС. Описана дизель-генераторная установка, работающая на природном газе с
запальной дозой нефтяного ДТ. Проведены экспериментальные исследования
этой дизель-генераторной установки. При переводе исследуемого двигателя с ди-
зельного цикла на газодизельный цикл отмечено улучшение его экологических
показателей. Реализация газодизельного цикла позволила заметно снизить дым-
ность его ОГ. На режиме с полной нагрузкой в дизельном цикле дымность ОГ
составила 57,3 % по шкале Хартриджа, а в газодизельном цикле — лишь 8,7 %.
Отмечена тенденция меньшего содержания оксидов азота в ОГ в газодизельном
цикле по сравнению с дизельным циклом, связанная с лучшим качеством процес-
са смесеобразования. При реализации газодизельного цикла имел место рост вы-
бросов монооксида углерода и легких несгоревших углеводородов, однако повы-
шенная эмиссия этих двух токсичных компонентов ОГ легко устраняется при
установке в выпускной системе двигателя каталитического нейтрализатора.
В докладе П.Р. Вальехо Мальдонадо, В.А. Маркова, В.Л. Трифонова
(МАМИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана) «Сравнение жесткости сгорания тракторных
двигателей, работающих по дизельному и газодизельному процессу» рассмотре-
ны предпосылки адаптации ДВС к работе на природном газе. Показаны пре-
имущества сжигания природного газа в дизельных двигателях. Проведен анализ
способов воспламенения смеси природного газа с воздухом в газовых двигате-
лях. Отмечено, что эффективным способом воспламенения газовоздушной сме-
си является реализация газодизельного цикла, в котором ее воспламенение
происходит от запальной дозы нефтяного ДТ. Рассмотрены показатели динами-
ки процесса сгорания дизельного и газодизельного двигателей. Предложены
формулы для расчета этих показателей. Даны рекомендации для снижения