В.А. Марков, В.И. Шатров
98
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5
менении сигнала управления. Данные экспериментального исследования пока-
зали, что электронный блок системы управления разработки МГТУ обеспечива-
ет необходимые характеристики дизеля по всем параметрам рабочего процесса.
Д.А. Епанешников, Ю.Е. Хрящев (ООО «Роберт Бош», г. Тольятти; ЯГТУ)
выступили с докладом «Регулятор частоты вращения дизеля с автоподстройкой
c помощью искусственной нейронной сети». Авторами решена задача синтеза
алгоритма автоматической настройки ПИД-регулятора частоты вращения ав-
томобильного дизеля. Предложена методика применения искусственных
нейронных сетей (ИНС) для анализа переходных процессов в системе управле-
ния частотой вращения дизеля. Приведен пример синтеза ИНС по данным, по-
лученным с использованием математической модели. На основе результатов
предложен адаптивный регулятор минимальной частоты вращения холостого
хода с возможностью автоматической подстройки структуры его параметров.
Описана методика программно-аппаратного моделирования для отладки и про-
верки эффективности предлагаемого алгоритма работы.
В докладе О.Н. Соколова, С.В. Овчинникова, С.Н. Тихомирова, Ю.Е. Хря-
щева (ООО «Электронная автоматика», г. Ярославль; ЯГТУ) «Система аварий-
ного управления транспортным дизелем» отмечено, что одним из направлений
совершенствования систем управления является предотвращение аварийных
ситуаций путем дублирования электронного управления резервной системой
управления. Система аварийного управления предложена с целью обеспечения
работоспособности транспортных дизелей. Она сохраняет функциональное ре-
зервирование управления, т.е. возможность работы транспортного дизеля при
отказе штатной электронной системы управления в экстремальных условиях.
В одном из вариантов системы в качестве способа восстановления функцио-
нальности системы управления дизелем применяется управляющее воздействие
из кабины водителя по переводу топливоподающей системы на управление от
механического регулятора, в другом — от электронного аналогового. Электрон-
ные блоки управления, составленные на основе аналоговых логических компо-
нентов, обладают более высокой электромагнитной совместимостью.
М.В. Тихомиров, С.Н. Тихомиров, С.В. Овчинников, В.В. Крутов, Ю.Е Хря-
щев (ООО «Электронная автоматика»; ЯГТУ) представили доклад «Диагности-
ческий комплекс ДК-5». Разработан диагностический комплекс ДК-5, позволя-
ющий диагностировать не только двигатель, но и другие системы автомобиля.
Он включает в себя кабель-адаптер для подключения персонального компьюте-
ра (ПК) по
USB
-интерфейсу к диагностической колодке
OBD II
двигателя или
автомобиля и программное обеспечение для работы с адаптером на ПК. Основ-
ными функциями комплекса ДК-5 являются сквозная передача данных между
интерфейсом
USB
ПК и шинами
K-Line
или
CAN
; выбор необходимого интер-
фейса для работы (
CAN
,
K-Line
) по
USB
; задание скорости работы интерфейсов;
аппаратная реализация режима «быстрой инициализации» электронного блока
управления (ЭБУ); возможность перезапуска ЭБУ; возможность обновления