Previous Page  9 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 21 Next Page
Page Background

В.А. Марков, В.И. Шатров

104

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5

вирующим свойствам водорода, содержащегося в этом топливе. При реализа-

ции предложенной концепции отмечено снижение содержания сажи и оксидов

азота в ОГ во всем диапазоне изменения нагрузочных режимов дизеля. На ре-

жиме, соответствующем номинальному, присутствие в горючей смеси химиче-

ски преобразованного топлива способствует снижению содержания сажи в ОГ

на 45 %, оксидов азота — на 15 %. Метод осуществим на любом типе серийно

производимого двигателя без изменения его базовой конструкции. Основной

компонент системы химического энергопреобразования топлива — термоката-

литический реактор — представляет собой простейшую конструкцию теплооб-

менного аппарата, массовые и габаритные характеристики которого (в объеме

обычного глушителя) обеспечивают удобство его установки в выпускной систе-

ме двигателя.

В докладе В.И. Ерохова, И.В. Одиноковой (МАМИ, ГТУ «МАДИ») «Совер-

шенствование экологических качеств транспортных дизелей с использованием

методов восстановления оксидов азота» приведены функциональные и кон-

структивные особенности разработанной системы нейтрализации ОГ для отече-

ственных дизелей. Она содержит селективный каталитический преобразователь

SCR

(

Selective Catalytic Reduction

), состоящий из нейтрализатора-фильтра и си-

стемы каталитического восстановления оксидов азота (DeNO

x

). Принцип рабо-

ты нейтрализатора-фильтра основан на задержке частиц сажи с последующим

их сжиганием. Поверхность фильтрующего элемента в виде сотовой структуры

покрыта тонким слоем катализатора. Толщина стенок между ее каналами со-

ставляет около 0,4 мм. Матрица сажевого фильтра задерживает до 80 % частиц

размером 0,02…0,10 мкм. При скоплении в фильтре достаточного количества

сажи запускается процесс его регенерации, протекающей по командам системы

управления двигателем. Выжигание сажи осуществляется путем впрыскивания

небольшой дозы топлива при повороте коленчатого вала на п.к.в. после ВМТ.

Принцип действия системы DeNO

x

состоит в химической реакции взаимодей-

ствия аммиака NH

3

с оксидом азота NO с образованием азота и водяного пара.

Применение аммиака в чистом виде затруднено. Концерном

Total

создан без-

опасный заменитель аммиака на водной основе. Аналогичный заменитель раз-

работан и в России. Эта жидкость, используемая для восстановления NO, не

имеющая цвета и запаха, получила название

AdBlue

. Она содержит

32,5 % мочевины и 65,5 % воды. Температура ее замерзания ниже –11

о

С.

Эффективность каталитической нейтрализации при ее применении достигает

90 %. Использование каталитического преобразователя

SCR

в отечественном

двигателестроении обеспечивает достижение норм

EURO

-5 на токсичности ОГ.

В.В. Фурман («ППП Дизельавтоматика», г. Саратов) выступил с докладом

«Совершенствование электронных систем управления и законов регулирования

дизель-генераторов тепловозов». Представлены дизельные топливные системы

с электронными САУ топливоподачей, разработанные «ППП Дизельавтомати-

ка». Созданы различные варианты таких систем для ряда тепловозных дизелей.