Системы автоматического управления и регулирования теплоэнергетических установок…
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5
101
версальных характеристик дизеля, перестроенных в координатах «удельная
работа–частота вращения коленчатого вала». Для судового дизеля, винтовая
характеристика которого однозначно связывает мощность с частотой вращения
коленчатого вала, показатель удельной работы может быть заменен литровой
мощностью, которая изменяется с изменением числа активных (невыключен-
ных) цилиндров. Эффективность метода отключения цилиндров существенно
повышается, если в системе регулирования дизеля предусмотрены соответству-
ющие оптимальные регулировки как при работе полноразмерного дизеля, так и
дизеля с заданным количеством отключенных цилиндров. Расчетно-экспери-
ментальным путем показано, что при отключении шести цилиндров на режиме
с частотой вращения 1000 мин
–1
топливная экономичность дизеля типа
MTU
12V2000 V50B
(номинальная частота вращения коленчатого вала 2400 мин
–1
)
возрастает примерно на 7 %, а при оптимальных для этого случая регулировках
топливоподачи — до 13 %.
Н.Н. Патрахальцев, Р.О. Камышников (РУДН) представили доклад «Ком-
плексный метод снижения токсичности выбросов дизеля путем сочетания от-
ключения цилиндров и нейтрализации ОГ на режимах малых нагрузок». Пред-
ложенный метод заключается в том, что дизель в штатном исполнении по вы-
бросам СО укладывается в допустимый норматив только при средних нагрузках
(порядка 40…70 % полной), а на режимах с более высокими нагрузками вклю-
чается система нейтрализации ОГ, которая эффективно работает при высоких
температурах ОГ и достаточном содержании в них кислорода. Вместе с тем ко-
эффициент загрузки дизеля погрузочно-доставочной машины в условиях зна-
чительной протяженности горной выработки составляет лишь 30…40 % пол-
ной. В результате на режимах малых нагрузок и холостых ходов с низкими тем-
пературами ОГ система их нейтрализации практически не работает и суммар-
ные выбросы СО оказываются выше допустимых. На этих режимах выбросы
СО можно снизить применением системы отключения цилиндров или циклов
(СОЦЦ). При отключении части цилиндров благодаря повышенной нагрузке
активных цилиндров повышается эффективность каталитической нейтрализа-
ции ОГ, если к нейтрализатору подаются ОГ только активных. В результате
комплексного применения СОЦЦ и системы нейтрализации ОГ выбросы СО
укладываются в допустимый норматив. Количественные результаты получены
при расчетно-экспериментальном анализе работы дизеля типа КАМАЗ.
В докладе Н.Н. Патрахальцева, Э.А. Савастенко (РУДН) «Выбор алгоритма
регулирования бензинового двигателя типа
BMW
изменением числа работаю-
щих цилиндров» отмечено, что этот метод повышения эксплуатационной топ-
ливной экономичности автомобильных двигателей эффективен для двигателей,
значительную часть времени работающих на режимах малых нагрузок и холо-
стых ходов. Обычно на практике применяют систему «отключения–включения»
всегда одних и тех же цилиндров и одного и того же их количества. В современ-
ных двигателях, оснащенными САР и САУ, становятся возможными изменения