Системы автоматического управления и регулирования теплоэнергетических установок…
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5
105
Показано, что наиболее перспективной является электронная система типа
ЭСУВТ.01 с импульсным индивидуальным управлением с помощью клапанов,
применяемая на тепловозных дизелях типа Д50 (6ЧН 31,8/33) производства
ОАО «Пензадизельмаш». В этой топливной системе установленный в надплун-
жерной полости топливного насоса высокого давления (ТНВД) электронно-
управляемый клапан в момент начала подачи разобщает эту полость с линией
низкого давления ТНВД, а в момент окончания подачи их объединяет. В ре-
зультате можно изменять фазы топливоподачи в соответствии с режимом рабо-
ты дизеля. Это обеспечивает возможность регулирования угла опережения
впрыскивания топлива (УОВТ) в функции частоты вращения коленчатого вала
дизеля. Другими факторами улучшения показателей топливной экономичности,
токсичности ОГ, статических и динамических характеристик дизеля типа Д50
при его оснащении системой управления типа ЭСУВТ.01 являются повышение
статической и динамической точности регулирования частоты вращения и
уменьшение минимальной устойчивой частоты вращения холостого хода от 300
до 220–250 мин
–1
. Проведены эксплуатационные испытания тепловозов типа
ЧМЭ3, оснащенных штатной системой топливоподачи и опытной системой
топливоподачи типа ЭСУВТ.01 Улучшение топливной экономичности теплово-
за с опытной системой топливоподачи типа по сравнению с тепловозами со
штатной системой при идентичных условиях эксплуатации и различных подхо-
дах и методах ее оценки составило от 8,24 до 11,49 %. При этом отмечено сни-
жение дымности ОГ и незначительный рост эмиссии оксидов азота, который,
однако, компенсируется путем оптимизации УОВТ.
В.А. Марков, В.В. Фурман, Е.В. Бебенин (МГТУ им. Н.Э. Баумана, «ППП Ди-
зельавтоматика», Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова) выступили с докладом
«Совершенствование системы регулирования частоты вращения дизельного и
газодизельного двигателя». Рассмотрены принципы регулирования частоты
вращения коленчатого вала, реализуемые в ДВС. Показаны преимущества реа-
лизации ПИД-закона регулирования. Проведены расчетные исследования вли-
яния структуры ПИД-регулятора на динамические показатели САР дизеля. Оп-
тимизация САР проведена по комплексному критерию, определяемому в виде
произведения продолжительности переходного процесса и максимального от-
клонения регулируемого параметра в переходном процессе. Минимальное зна-
чение этого комплексного критерия качества получено при следующих значе-
ниях коэффициентов ПИД-закона регулирования: пропорциональный — 14,
интегральный — 20, дифференциальный — 1,5. Обоснована необходимость
конвертации этого двигателя на природный газ. Показана целесообразность
оснащения газодизельного двигателя системой распределенной подачи газооб-
разного топлива, выполненной по эжекционному принципу. Проведены испы-
тания трактора МТЗ-82.1 с газодизельным двигателем типа Д-240 (4Ч 11/12,5)
производства Минского моторного завода (ММЗ) в условиях реальной эксплуа-
тации. Получены зависимости нестабильности частоты вращения этого двига-