В.А. Марков, В.И. Шатров
102
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5
не только количества отключаемых цилиндров, но и алгоритма «отключения —
включения» цилиндров. Расчетно-экспериментальным методом исследованы
возможности повышения экономичности восьмицилиндрового двигателя типа
BMW
, когда в зависимости от текущей нагрузки меняется число активных
(оставшихся в работе) цилиндров (серийный двигатель оснащен системой от-
ключения четырех цилиндров). Исследованы режимы работы двигателя при
движении автомобиля на четвертой передаче с частотами вращения вала от
1000 до 5500 мин
–1
, т.е. с возрастающими, но постоянными скоростями движе-
ния. При малых частотах вращения и, соответственно, низких нагрузках воз-
можна работа двигателя на двух цилиндрах. По мере роста нагрузки в работу
включаются и другие цилиндры. Анализ, проведенный при допущении равно-
вероятности всех нагрузочных режимов, показал, что при различных алгорит-
мах отключения цилиндров в этих условиях экономия топлива изменяется
от 6,6 до 13,5 %.
С.В. Гусаков, М.В. Азанов, А.А. Савастенко (РУДН) представили доклад
«Дистанционное управление составом горючей смеси малоразмерного бензоге-
нератора при его стендовых испытаниях». При проведении экспериментальных
исследований двигателя с искровым зажиганием часто требуется снятие регу-
лировочных характеристик по составу смеси. Эти характеристики представляют
собой зависимости параметров такого двигателя (эффективной мощности,
удельного эффективного расхода топлива, концентраций вредных веществ в ОГ
и др.) от коэффициента избытка воздуха при постоянной частоте вращения ко-
ленчатого вала и фиксированном положении дроссельной заслонки. Отмечено,
что системы топливоподачи с традиционными карбюраторами до настоящего
времени используются в малоразмерных двигателях, применяющихся на сред-
ствах малой механизации и в маломощных бензоэлектроагрегатах. Среди раз-
личных типов карбюраторов довольно редко встречаются конструкции, в кото-
рых имеется возможность изменения состава горючей смеси (коэффициента
избытка воздуха) на режимах, отличных от режимов холостого хода. Приведена
схема отечественного карбюратора К-22П, имеющего такую возможность. Для
реализации этой возможности балансировочный канал карбюратора разобща-
ется с приемным патрубком, а в поплавковой камере создается разрежение или
избыточное давление от стороннего источника давления (разрежения), напри-
мер от центробежной воздуходувки. Проведена оценка необходимого управля-
ющего давления (разрежения) в поплавковой камере для обеспечения регули-
рования состава смеси в диапазоне изменения коэффициента избытка воздуха
= 0,8…1,2. Приведены результаты численного анализа, показывающие, что
предложенная система дистанционного регулирования горючей смеси в мало-
размерном стационарном двигателе с искровым зажиганием при его стендовых
испытаниях работоспособна и способна обеспечить изменение состава смеси во
всем диапазоне изменения нагрузки.