Previous Page  14 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 21 Next Page
Page Background

Системы автоматического управления и регулирования теплоэнергетических установок…

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5

109

динамики процесса сгорания в газодизельном двигателе. Показано, что наибо-

лее эффективным средством снижения динамики сгорания топлива является

регулирование УОВТ. Для снижения исследованных показателей динамики

процесса сгорания до уровня, характерного для обычного дизельного процесса,

в газодизельном двигателе необходимо реализовать более позднее (на 5–10 гра-

дусов п.к.в.) впрыскивание запальной дозы ДТ.

В докладе П.Р. Вальехо Мальдонадо, В.А. Маркова, В.В. Бирюкова

(МАМИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана) «Исследования воспламеняемости эмульсий

рапсового масла и этанола» рассмотрены проблемы, возникающие при адапта-

ции дизелей к работе на биотопливах. Отмечено, что одной из наиболее слож-

ных проблем является обеспечение самовоспламенения низкоцетановых топлив

в условиях камеры сгорания дизеля. Для аналитического определения продол-

жительности периода задержки воспламенения использована формула, отра-

жающая взаимосвязь этого периода с начальными температурой и давлением.

Предложены зависимости для определения кинетических констант, входящих в

эту формулу. Создана установка, позволяющая проводить экспериментальные

исследования периода задержки воспламенения различных топлив для дизелей

в условиях моторного стенда. Проведено экспериментальное определение кине-

тических констант воспламенения нефтяного ДТ и различных биотоплив —

этилового спирта, рапсового масла и их смесей.

В докладе И.К. Шаталова, К.Г. Дубенцова, К.В. Елисеевой (РУДН) «Утилиза-

ция вторичных энергетических ресурсов дизеля совместно с тепловым насосом

(ТН)» отмечено, что одним из путей повышения эффективности тепловых двига-

телей является создание на их базе когенерационных установок (КУ). В этих уста-

новках одновременно вырабатывается электрическая (механическая) энергия и

теплота за счет использования энергии ОГ, охлаждающих жидкостей и масла. В

этом отношении перспективным является объединение в одной схеме дизеля и

теплового насоса, позволяющее достигнуть двух целей — с помощью ТН утили-

зируется теплота низкопотенциальных источников (воздуха, воды, грунта и др.), а

также используются вторичные энергоресурсы дизеля. Приведены результаты

расчетной оценки энергоэффективности схемы КУ, включающей в себя ТН ком-

прессионного типа с приводом его компрессора от дизеля и теплообменники для

утилизации теплоты ОГ и охлаждающих жидкостей ДВС. Вырабатываемая тепло-

та идет на подогрев сетевой воды. В качестве примера приведены расчеты для

двух случаев — для КУ на базе дизеля без ТН и для КУ с дизелем и ТН, где вся

вырабатываемая механическая мощность идет на привод компрессора ТН. При

расчетах исследован дизель мощностью 1700 кВт с КПД, равным 0,37. Расход топ-

лива через двигатель составлял 381 кг/ч, расход воздуха 3,16 кг/с, температура

окружающей среды 20 °С, температура ОГ 540

°С; температура уходящих газов

(после ТН) — 120 °С. Показано, что включение ТН в схему утилизации вторич-

ных энергетических ресурсов дизеля увеличивает эффективность использования

КУ в 1,86 раза по сравнению с дизелем без системы утилизации теплоты.