Системы автоматического управления и регулирования теплоэнергетических установок…
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5
109
динамики процесса сгорания в газодизельном двигателе. Показано, что наибо-
лее эффективным средством снижения динамики сгорания топлива является
регулирование УОВТ. Для снижения исследованных показателей динамики
процесса сгорания до уровня, характерного для обычного дизельного процесса,
в газодизельном двигателе необходимо реализовать более позднее (на 5–10 гра-
дусов п.к.в.) впрыскивание запальной дозы ДТ.
В докладе П.Р. Вальехо Мальдонадо, В.А. Маркова, В.В. Бирюкова
(МАМИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана) «Исследования воспламеняемости эмульсий
рапсового масла и этанола» рассмотрены проблемы, возникающие при адапта-
ции дизелей к работе на биотопливах. Отмечено, что одной из наиболее слож-
ных проблем является обеспечение самовоспламенения низкоцетановых топлив
в условиях камеры сгорания дизеля. Для аналитического определения продол-
жительности периода задержки воспламенения использована формула, отра-
жающая взаимосвязь этого периода с начальными температурой и давлением.
Предложены зависимости для определения кинетических констант, входящих в
эту формулу. Создана установка, позволяющая проводить экспериментальные
исследования периода задержки воспламенения различных топлив для дизелей
в условиях моторного стенда. Проведено экспериментальное определение кине-
тических констант воспламенения нефтяного ДТ и различных биотоплив —
этилового спирта, рапсового масла и их смесей.
В докладе И.К. Шаталова, К.Г. Дубенцова, К.В. Елисеевой (РУДН) «Утилиза-
ция вторичных энергетических ресурсов дизеля совместно с тепловым насосом
(ТН)» отмечено, что одним из путей повышения эффективности тепловых двига-
телей является создание на их базе когенерационных установок (КУ). В этих уста-
новках одновременно вырабатывается электрическая (механическая) энергия и
теплота за счет использования энергии ОГ, охлаждающих жидкостей и масла. В
этом отношении перспективным является объединение в одной схеме дизеля и
теплового насоса, позволяющее достигнуть двух целей — с помощью ТН утили-
зируется теплота низкопотенциальных источников (воздуха, воды, грунта и др.), а
также используются вторичные энергоресурсы дизеля. Приведены результаты
расчетной оценки энергоэффективности схемы КУ, включающей в себя ТН ком-
прессионного типа с приводом его компрессора от дизеля и теплообменники для
утилизации теплоты ОГ и охлаждающих жидкостей ДВС. Вырабатываемая тепло-
та идет на подогрев сетевой воды. В качестве примера приведены расчеты для
двух случаев — для КУ на базе дизеля без ТН и для КУ с дизелем и ТН, где вся
вырабатываемая механическая мощность идет на привод компрессора ТН. При
расчетах исследован дизель мощностью 1700 кВт с КПД, равным 0,37. Расход топ-
лива через двигатель составлял 381 кг/ч, расход воздуха 3,16 кг/с, температура
окружающей среды 20 °С, температура ОГ 540
°С; температура уходящих газов
(после ТН) — 120 °С. Показано, что включение ТН в схему утилизации вторич-
ных энергетических ресурсов дизеля увеличивает эффективность использования
КУ в 1,86 раза по сравнению с дизелем без системы утилизации теплоты.