Системы автоматического управления и регулирования теплоэнергетических установок…
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5
107
энергии, затрачиваемой на их реализацию, способствуя увеличению эффективно
используемой регулярной касательной силы тяги.
В докладе В.Г. Камалтдинова, В.А. Маркова, И.О. Лысова, С.С. Никифорова
(ЮУрГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана) «Моделирование процесса сгорания в форси-
рованном транспортном дизеле с учетом смесеобразования» приведено описа-
ние разработанной модели процесса сгорания и программы для расчета рабоче-
го цикла высокофорсированного дизеля с заданным законом смесеобразования.
В модели принимается, что впрыснутое ДТ равномерно распределяется только в
части текущего объема цилиндра. Величина этого объема и закон его изменения
задаются на основании экспериментальных данных по результатам безмотор-
ных испытаний смесеобразования. Процесс сгорания описывается системой
уравнений, включающей выражения для определения условной продолжитель-
ности реакции окисления активных молекул топлива и их количества. Полу-
ченные расчетные диаграммы давления в цилиндре и законы тепловыделения, а
также закономерности влияния температуры свежего заряда после охладителя
наддувочного воздуха на показатели рабочего цикла форсированного дизеля
типа ЧН 15/16 хорошо согласуются с экспериментальными данными.
В докладе В.Г. Камалтдинова, И.О. Лысова, А.Е. Попова, В.И. Дайбова,
Д.Р. Бакиева (ЮУрГУ) «Методика экспериментальных исследований процессов
впрыскивания топлива и смесеобразования в камере постоянного объема»
описаны особенности выбора диапазонов режимов впрыскивания топлива
электромагнитной форсункой (давление топлива в аккумуляторе — от 100 до
165 МПа, продолжительности электрического импульса управления форсун-
кой — от 0,5 до 3,0 мс) и параметров сжатого воздуха в камере постоянного
объема (плотность 35,5 кг/м
3
, давление 30 бар) для безмоторных испытаний
топливной аппаратуры форсированных дизелей типа ЧН 15/16. Выбранные па-
раметры заведомо перекрывают весь диапазон изменения реальных цикловых
подач топлива, включая режимы частичных нагрузок и номинальной мощно-
сти. В программе испытаний предусмотрено определение динамики изменения
длины и угла конуса распыленных топливных струй, а также продолжительно-
сти задержек начала и окончания впрыскивания и продолжительности всего
процесса впрыскивания топлива при различных давлениях в аккумуляторе и
продолжительности электрического импульса управления форсункой. Плани-
руется проведение экспериментальной оценки влияния закрутки воздуха в ка-
мере постоянного объема на дальнобойность распыленных топливных струй и
смещение их осей от прямолинейного движения.
В докладе В.Г. Камалтдинова, И.О. Лысова, В.И. Дайбова, Д.Р. Бакиева
(ЮУрГУ) «Расчетная оптимизация рабочего цикла дизеля с моделированием
процесса сгорания двойной функцией Вибе» приведено описание разработан-
ной модели процесса сгорания и программы расчета рабочего цикла с двумя
законами сгорания топлива, описанными функцией И.И. Вибе. Новизной моде-
ли является введение нового параметра — доли топлива, участвующего в сгора-