Системы автоматического управления и регулирования теплоэнергетических установок…
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 5
97
комбинированных теплоэнергетических установок и их элементов. Такими
комбинированными установками являются, в частности, и двигателя внутрен-
него сгорания (ДВС) [2, 3]. Как правило, современные САР и САУ построены на
базе микропроцессорной техники, что обеспечивает гибкое адаптивное управ-
ление параметрами этих систем.
Председательствующий д-р техн. наук, профессор А.Г. Кузнецов (МГТУ
им. Н.Э. Баумана) в своем выступлении отметил все возрастающую роль САР и
САУ теплоэнергетических установок в достижении их наибольшей эффектив-
ности и важность дальнейших исследований, направленных на расширение
функциональных возможностей этих систем.
В докладе А.Г. Кузнецова, С.В. Харитонова, Д.С. Ворнычева, В.А. Рыжова
(МГТУ им. Н.Э. Баумана, ОАО «Коломенский завод») «Полунатурные испыта-
ния системы управления дизельным двигателем» представлены результаты по-
лунатурного моделирования работы системы управления перспективным дизе-
лем Коломенского завода. Для проведения полунатурного моделирования со-
здан специальный стенд, в составе которого электронный блок системы управ-
ления взаимодействует с компьютерной моделью дизеля в реальном масштабе
времени. Разработана математическая динамическая модель дизеля с турбонад-
дувом, структура которой обеспечивает определение параметров рабочего про-
цесса двигателя с высоким быстродействием, достаточным для обмена инфор-
мацией с электронным блоком с периодом его срабатывания. Для связи натур-
ной и компьютерной частей стенда разработано устройство сопряжения на базе
оборудования фирмы
National Instruments
. Программные средства стенда,
включая компьютерную модель дизеля и блоки функционирования устройства
сопряжения, написаны в программной среде
LabVIEW
. Приведены результаты
полунатурного моделирования системы управления в разомкнутом режиме для
отладки каналов датчиков и исполнительных устройств и в замкнутом режиме
регулирования частоты вращения дизеля при изменении сигнала управления и
момента сопротивления.
А.Г. Кузнецов, С.В. Харитонов, Д.С. Ворнычев, А.А. Сотников, В.А. Рыжов
(МГТУ им. Н.Э. Баумана, ОАО «Коломенский завод») выступили с докладом
«Некоторые результаты экспериментального исследования системы управления
перспективным дизелем». Исследована система управления перспективным ди-
зелем Д500 тепловозного назначения. Представлены результаты эксперимен-
тального исследования работы электронного блока, разработанного в МГТУ
им. Н.Э. Баумана, и системы управления в целом. На безмоторном стенде и од-
ноцилиндровом отсеке дизеля проведены сравнительные испытания электрон-
ных блоков МГТУ и
Heinzmann
. В процессе испытаний получены характеристи-
ки процесса подачи топлива и параметры рабочего процесса на основных ре-
жимах работы дизеля, включая показатели токсичности ОГ. Получены также
характеристики стабильности частоты вращения вала двигателя на установив-
шихся режимах и переходных процессах изменения частоты вращения при из-