Previous Page  7 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 17 Next Page
Page Background

твердым телом. Полагаем, что колебания происходят в одной плоскос-

ти — плоскости дисков маятника (см. рис. 1, 2), наличие люфтов в ци-

линдрических шарнирах (подшипниках), входящих в состав системы,

не учитываем. Трение в системе не принимаем во внимание. Колеба-

ния считаем малыми, систему — линейной.

Маятник находится в перевернутом положении в земном поле сил

тяжести с ускорением свободного падения

g

под действием параме-

трического моногармонического возбуждения — перемещения точки

подвеса маятника в направлении вертикали вида

A

cos (

pt

)

, с амплиту-

дой возбуждения

A

и частотой возбуждения

p

. Решается задача устой-

чивости инвертированного маятника относительно вертикали при воз-

действии на систему указанного параметрического возбуждения.

Физическая модель (расчетная схема) тройного маятника-

демонстратора В.Н. Челомея, основные обозначения и систе-

мы координат.

Расчетная схема тройного маятника-демонстратора

В.Н. Челомея, использованная при решении задачи устойчивости, си-

стема координат и обозначения параметров маятника, приведены на

рис. 4.

Расчетная схема практически совпадает с исследуемым объектом —

тройным маятником (см. рис. 1–3). В то же время расчетная схема ма-

ятника, использованная в настоящей работе, заметно отличается от

расчетных схем, принятых в подавляющем большинстве работ по ма-

ятниковым системам. Традиционно в них используется схема мате-

матического маятника — безынерционный стержень и точечная масса

(материальная точка), совпадающая с осью вращения корневого шар-

нирного узла следующего звена. В некоторых случаях указанную мо-

дель используют при анализе результатов эксперимента c физически-

ми маятниками. Однако для рассматриваемой системы такой подход

невозможен, так как изучаемый объект по своим параметрам ради-

кально отличатся от математического маятника.

При выводе уравнений движения анализируемой системы исполь-

зуем следующие обозначения параметров

i

-го звена принятой расчет-

ной схемы (см. рис. 4): масса —

m

i

; момент инерции относительно

центра масс (ЦМ) звена —

I

i

; длина звена — расстояние между осями

шарниров звена (для всех звеньев кроме концевого) или расстояние

от оси шарнира до конечной точки звена (для концевого звена) —

l

i

; расстояние от точки подвеса звена (оси корневого шарнира зве-

на) до ЦМ звена —

l

ci

. В качестве основных обобщенных координат

звеньев маятника выберем углы отклонения осей звеньев от верти-

кали

ϕ

i

. Используем систему декартовых координат

Oxy

с осью

Oy

,

направленной вертикально вверх.

Звенья нумеруем в направлении от корневого звена маятника (оси

подвеса) к концевому звену (

i

= 1

, N

).

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 6 39