отсутствуют. По диаметру каждого диска имеется вальцовка, образу-
ющая при наложении дисков паз для введения стержневых элементов.
Введенный в паз стержень припаян к диску. Соединение шарнирных
узлов со стержнями паяное.
Материал стержневых элементов — сталь. Материал обоймы мини-
атюрного корневого подшипника качения и цилиндрических шарни-
ров скольжения — латунь, оси шарниров — стальные. Диски окрашены
(эмаль), стержни и шарниры не окрашены.
Инерционные характеристики (массы и моменты инерции) отдель-
ных звеньев и маятника в целом получены в работе расчетом в паке-
те SolidWorks (SW) через размеры отдельных элементов и плотности
материалов на твердотельной модели. Для проверки массовых харак-
теристик, полученных в SW, были построены твердотельные модели
в MSCAdams (MA).
Модель в SW строилась в точном соответствии с чертежами (см.
рис. 2, 3) и приведенным описанием. Модель в MA незначительно
отличалась от модели в SW. В MA шарниры представлены точечны-
ми массами, дисковые элементы звеньев в МА приняты плоскими,
не вальцованными, “приложенными” с двух сторон к стержневому
элементу звена. При моделировании (и в SW, и в MA) использова-
лись следующие значения плотностей материалов элементов: сталь —
7810 кг/м
3
, медь 8940 кг/м
3
, латунь — 8500 кг/м
3
.
Результаты расчетов в SW масс отдельных элементов и всего ма-
ятника приведены в табл. 1. Корневым шарниром любого из звеньев
в таблице называется один из двух шарниров звена, расположенный
ближе к точке подвеса маятника (корневому шарниру всего маятника),
второй шарнир звена соответственно называется концевым.
Результаты расчетов в MA масс отдельных элементов и всего ма-
ятника приведены в табл. 2.
Таблица 1
Результаты расчета масс элементов маятника и всего маятника в SW
Номер звена Стержень, г Диск, г
Шарнир звена, г
Сумма, г
корневой концевой
1
0,270
0,902
0,273
0,102
1,547
2
0,153
0,670
0,107
0,102
1,032
3
0,040
0,282
0,102
–
0,424
Сумма
0,463
1,854
0,482
0,204
3,003
Расхождение в расчетах в SW и MA проявилось лишь в параме-
трах дисков, массовые характеристики стержней совпали. Вероятная
причина расхождения указана ранее (различия в принятых моделях
дисков в SW и MA) Из сопоставления результатов расчетов масс от-
дельных элементов, отдельных звеньев и всего тройного маятника-
демонстратора, выполненных в SW и MA, следует вывод о достовер-
ности полученных результатов.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 6 37